Как форекс-дилеры соблюдают ограничения на рекламу в России
Некоторые из них продолжают медийную активность, другие рекламируют обучающие курсыС 1 января форекс-дилеры, которые не имеют аккредитации ЦБ и не вступили в профильную саморегулируемую организацию (СРО), не могут рекламировать свои финансовые услуги и финансовую деятельность в России. Это следует из закона о рынке форекс, который вступил в силу 1 октября 2015 г. Пока лицензия есть только у «Финама».
Но форекс-дилеры не снизили медийную активность. При поисковом запросе «форекс» в «Яндекс» и Google появляется реклама нескольких компаний: Teletrade, Forex club, Alpari и «Альфа-форекс». Ссылки первых двух компаний ведут на обучающие курсы. Ссылка Alpari со словами «№ 1 в рейтинге брокеров – лучший брокер России и СНГ» ведет на российский сайт компании, где рассказывается о «неограниченных возможностях Forex с «Альпари», торговых инструментах, которые предоставляет компания, и размещена инструкция по открытию счета и торговле. Реклама «Альфа-форекс» призывает зарабатывать, причем компания представляется «брокером с Кипра» – на ее сайте также предлагается торговля валютными инструментами.
«Законом запрещается реклама именно услуг форекс, а не самой компании. Но я не исключаю, что у ФАС могут возникнуть вопросы к компаниям, так как в некоторых случаях реклама звучит как призыв к сотрудничеству с определенной компанией», – считает партнер «Юков и партнеры» Алина Топорнина. Представители Alpari и «Альфа-форекс» не ответили на запрос.
«Указанный запрет распространяется именно на рекламу финансовых услуг или финансовой деятельности, но не на рекламу иных товаров или услуг, в частности, данный запрет не распространяется на рекламу различных обучающих мероприятий или литературы», – сообщил представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
«Рекламу услуг по обмену валют и игре на форексе могут размещать только компании, обладающие всеми необходимыми российскими лицензиями. На всех целевых страницах необходимо указывать номер действующей лицензии, регистрационный номер. Все объявления должны содержать название (например, регистрационное) лицензированного поставщика финансовых услуг», – указывает представитель Google. По словам представителя «Яндекса», с 1 января поисковик не принимает рекламу деятельности форекс-дилеров, работающих без лицензии ЦБ, а также прекращает рекламу таких форекс-дилеров в случае ее обнаружения. Впрочем, представители поисковиков не стали комментировать наличие у них рекламы Alpari и «Альфа-форекс». Закон предусматривает, что реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать указание о том, что «предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме». До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны, напоминает Топорнина: «Данное требование многими форекс-дилерами, разместившими свою рекламу, также не соблюдается».
«Ведомости» также обнаружили рекламу малоизвестных компаний, предоставляющих услуги по торговле валютными парами и не имеющих лицензии ЦБ, например ActivTrades, LiteForex и Key to markets. На запросы «Ведомостей» их представители не ответили.
Форекс-дилеры нашли способ обойти и главное ограничение закона – они предоставляют услуги из офшорных юрисдикций.