НПФ, отказавшиеся от работы с накоплениями, рискуют потерять бизнес целиком
ЦБ вправе предъявить иски о ликвидации, но не обязан делать этого до 2019 годаНа пенсионном рынке очередная коллизия: НПФ, отказавшиеся от работы с накоплениями граждан, рискуют потерять и бизнес по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО – корпоративные и частные пенсии).
Лицензия на оба вида деятельности одна, напоминает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, и законом «четко не урегулирован вопрос», могут ли фонды, не соответствующие новым требованиям для работы с накоплениями, продолжить работу с корпоративными и частными пенсиями.
Новые требования – это акционирование фонда, минимальный капитал в 150 млн руб. и вступление в систему гарантирования, указывает он, добавляя, что, если НПФ работает только с резервами, его капитал может быть втрое меньше, а акционироваться такой фонд обязан только к 2019 г.
С этого года право на работу с накоплениями потеряли фонды, которые не стали подавать заявку на вступление в систему гарантирования, и теперь в течение месяца они должны вернуть накопления своих клиентов в Пенсионный фонд России (ПФР). Это пять небольших фондов, 4 января ЦБ ввел для них запрет на работу с накоплениями. Но основной бизнес этих НПФ – корпоративные пенсии (1,2 млрд руб. против 340 млн накоплений).
Среди этих фондов – волгоградский НПФ «Империя», знаменитый прецедентным судебным разбирательством с бывшим регулятором: в 2013 г. «Империя» добилась возврата своей лицензии, аннулированной Федеральной службой по финансовым рынкам.
«Мы давно хотели отказаться от работы с накоплениями – это чрезвычайно рискованный вид деятельности в связи с непредсказуемой политикой государства», – говорит советник президента НПФ «Империя» Александр Морозов. НПФ «Империя» обращался в ЦБ, сказал он, «чтобы нам разрешили вернуть накопления и заниматься только корпоративными пенсиями». Но раньше закон не давал НПФ возможности отказаться от накоплений. «Теоретически такая возможность появилась после принятия закона об акционировании НПФ – он устанавливает, что фонды, которые не акционировались, должны вернуть накопления в ПФР», – говорит Морозов. Но сможет ли фонд, вернувший накопления, работать с корпоративными пенсиями, закон четко не регулирует, признает Морозов. В связи с этим «Империя» и ряд других фондов в ноябре 2015 г. обращались в ЦБ с запросом, «как быть в этой ситуации, на что могут рассчитывать фонды».
Вчера НПФ «Империя» получил ответ регулятора, рассказывает Морозов. ЦБ напоминает, что с января 2016 г. фондам, не преобразованным в акционерное общество, «запрещается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)» и регулятор «вправе предъявить иски о ликвидации» таких фондов. Но в то же время фонд также «вправе до января 2019 г.» работать с корпоративными пенсиями, если он не осуществляет деятельность по ОПС, следует из письма ЦБ за подписью начальника управления регулирования коллективных инвестиций Ильи Смирнова (копия письма есть в распоряжении «Ведомостей»).
«Мы считаем, что при столь неоднозначном толковании закона сохраняется риск принудительной ликвидации фонда, безукоризненно занимающегося только корпоративными пенсиями», – говорит Морозов. Представитель ЦБ сослался на разъяснения, размещенные на сайте ЦБ, которые повторяют содержание письма Смирнова. Более четко обозначить позицию регулятора его представитель отказался.