Фонды прямых инвестиций получили $20 млрд скрытых комиссионных за 20 лет

Это не нравится инвесторам, среди которых много пенсионных фондов
Крупнейший в США государственный пенсионный фонд – калифорнийский Calpers ($295 млрд под управлением), впервые раскрывший размер комиссионных, заплатил в 1991–2014 гг. $3,4 млрд и считает, что получил «вознаграждение, соответствующее рискам»
Крупнейший в США государственный пенсионный фонд – калифорнийский Calpers ($295 млрд под управлением), впервые раскрывший размер комиссионных, заплатил в 1991–2014 гг. $3,4 млрд и считает, что получил «вознаграждение, соответствующее рискам» / Д. Новожилов / Ведомости

В 1981–2013 гг. компании, принадлежащие фондам прямых инвестиций, заплатили им $20 млрд скрытых комиссионных, говорится в исследовании профессора оксфордской Saïd Business School Людовика Фалиппу. Проанализировав отчетность 592 компаний, он пришел к выводу, что такие комиссионные снижают их стоимость при продаже или IPO.

Из-за этого страдают и инвесторы фондов прямых инвестиций, среди которых много пенсионных фондов. Во-первых, они получают меньший доход, во-вторых, сами платят скрытые комиссионные. «Инвесторы не торгуются из-за скрытых комиссионных, – говорит Фалиппу. – Они могут выторговать дисконт по комиссионным за управление, но не обсуждают содержание контрактов».

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в 2014 г. предупредила фонды, что будет наказывать за скрытые комиссии. Штрафы и санкции уже применены к Blackstone, KKR, Fenway Partners, Clean Energy Capital и Lincolnshire Management. Размер сектора прямых инвестиций в США – $3,5 трлн.

Джон Чиан, министр финансов штата Калифорния

«Пенсионные фонды платят чрезмерные комиссионные фондам прямых инвестиций, но полной информации об их структуре и размере у них нет. Поскольку комиссионные съедают доход, у управляющих пенсионных фондов должна быть полная информация обо всех комиссионных, которые они платят».

Крупнейший в США государственный пенсионный фонд – калифорнийский Calpers ($295 млрд под управлением), впервые раскрывший размер комиссионных, заплатил в 1991–2014 гг. $3,4 млрд и считает, что получил «вознаграждение, соответствующее рискам». Помимо этого фонд заплатил еще $2,6 млрд скрытых комиссионных, полагает Фалиппу. «[В раскрытии] слишком много недостающей информации», – возмущается министр финансов штата Калифорния Джон Чиан.

Calpers не стоит инвестировать в фонды прямых инвестиций, утверждает старший экономист вашингтонского Центра экономических и политических исследований Эйлин Аппельбаум. По ее словам, Calpers заработал бы столько же, но вдвое быстрее, инвестируя в индексные фонды.

Государственный пенсионный фонд Calstrs ($188 млрд под управлением) заработал $21,8 млрд на вложениях в фонды прямых инвестиций. Размер комиссионных он не раскрывает, но, по оценке Фалиппу, с 1988 г. они составили $2,5 млрд. Представитель Calstrs Рикардо Дюран говорит, что Calstrs запросил у фондов прямых инвестиций подробную информацию о комиссионных.

Такую же информацию намерен потребовать пенсионный фонд штата Миссури Mosers. «Комиссионные фондов прямых инвестиций должны быть прозрачными», – говорит министр финансов штата Клинт Звайфел. В октябре пенсионные фонды Нью-Йорка потребовали от 117 фондов прямых инвестиций полную информацию о комиссионных и скрытых расходах. С теми, кто это не сделает, контракты будут прекращены, обещает финансовый контролер Нью-Йорка Скотт Стрингер.

FT, 13.12.2015