НПФ «Благосостояние» может купить компанию «Интач страхование»
Если сделка состоится, это будет третья страховая компания, купленная фондомБританская RSA Insurance Group может продать свой российский актив «Интач страхование» негосударственному пенсионному фонду (НПФ) «Благосостояние», сообщили «Ведомостям» два человека, близких к переговорам. Сделка в финальной стадии, стороны готовятся подписать документы, указывают собеседники. ФАС, по словам ее представителя, пока не получала ходатайство о покупке компании.
В «Интач» и «Благосостоянии» это не комментируют, а представитель RSA сообщил, что группе «нечего сказать по этому поводу».
«Интач» занимается прямыми продажами полисов каско, ОСАГО и дополнительных услуг через колл-центры и интернет, также работает с партнерами – например, дилерскими центрами. По данным ЦБ, в первом полугодии 2015 г. компания занимала 52-е место по сборам (1,06 млрд руб.), более 70% сборов – по каско. «Интач» одной из первых запустила умное каско в России – с применением спутниковых устройств, которые позволяют получать скидки за аккуратное вождение.
RSA стала основным акционером страховщика в 2009 г., выкупив 50% акций у израильской DIFI за 70 млн евро. В этом же году компания переориентировалась с «агрессивного» на «прибыльный» рост и начала чистку портфеля, следует из ее отчета. RSA рассчитывала, что компания покажет прибыль в 2014 г., однако компания закончила год с убытком. По итогам трех кварталов 2015 г. прибыль компании по МСФО составила 67 млн руб., следует из ее отчетности. На балансе страховщика учтен отложенный налоговый актив в 550 млн руб., который составляет половину капитала. В октябре уставный капитал страховщика увеличился на 270 млн руб. за счет дополнительного выпуска акций.
RSA начала реструктуризацию своего бизнеса по всему миру 18 месяцев назад. За это время группа анонсировала продажу «дочек» в 13 странах. Сейчас RSA фокусирует свое развитие в Ирландии, Англии, Канаде и Скандинавии, следует из ее заявлений. Искать покупателя на «Интач страхование» RSA начала с конца июля этого года, рассказывали топ-менеджеры крупных страховщиков, получавших приглашение к участию в тендере.
Иностранцы уходят
В 2014 г. российский страховой рынок покинули сразу несколько зарубежных страховых групп: швейцарская Zurich продала розничный бизнес группе «Олма», голландская Achmea продала «Оранту» СК «Компаньон» (обе компании обанкротились и лишились лицензий), а немецкая Allianz и американская AIG свернули розничный бизнес в России, сосредоточившись на корпоративных клиентах.
С тех пор в переговорах участвовали кроме «Благосостояния» СК «Зетта страхование» (ранее Zurich, в прошлом году швейцарцы продали убыточный розничный актив российской группе «Олма»), Baring Vostok, один из британских инвестиционных фондов, рассказывали люди, близкие к переговорам. Также присматривались к активу структуры Игоря Кима, но их не устроило, что компания требует значительных инвестиций. Среди прочих «Интач» интересовался небольшой «Форус банк» (в декабре 2014 г. его совладельцами стали 11 граждан, а позже, по данным СМИ, среди них числилась «Оранта»), это подтверждала его предправления Наталья Кулагина. «Форус» неофициально консультировал в том числе гендиректор лишившейся в этом году лицензии СК «Компаньон» Александр Зобнин, рассказывали три собеседника «Ведомостей», банк «пробивался всеми возможными способами». Но RSA так и не допустила его к конкурсу. Кулагина это опровергала, указывая, что посредником банка выступало «крупное инвестиционное подразделение», по ее словам, банк просто признал участие в тендере экономически нецелесообразным.
На финальной стадии конкурса оставалось два участника – НПФ «Благосостояние» и «Зетта страхование», указывают собеседники «Ведомостей». Причем предложение «Благосостояния» не самое щедрое для продавца, знает источник, близкий к одному из претендентов.
У структур «Благосостояния» уже есть два страховщика: в 2013 г. группа купила специализирующуюся на корпоративном бизнесе ЖАСО и страховщика жизни «Авива» (сейчас – СК «Благосостояние»). «Благосостояние» сейчас интересуется всем передовым: онлайн-продажами, телематикой», – знает человек, близкий к фонду.
НПФ может проявлять интерес к страховому сектору, чтобы развивать кросс-продажи, полагает аналитик Fitch Анастасия Литвинова: в этом смысле выбор небольшой компании говорит о том, что НПФ заинтересован скорее в оболочке с лицензией, чтобы использовать ее для своей обширной базы пенсионных клиентов. Вероятно, выбор был сделан с учетом не только цены, но и уровня репутационных и балансовых рисков, которые традиционно ниже у компаний, входящих в международные группы.