600 000 евро и 1,5 года тюрьмы получил Луц Отте, укравший клиентские данные Julius Baer
И сделал бы это снова, если бы выпал шанс«Если бы у меня был шанс, я бы сделал это снова», – говорит Луц Отте, передавший Германии украденные из швейцарского банка Julius Baer клиентские данные. Он заработал на этом 600 000 евро и получил 1,5 года тюрьмы.
Швейцария не сотрудничает с налоговыми властями других стран, если их запрос основан на краденых данных. В этом случае по швейцарским законам иностранные власти выступают как пособники совершившего кражу. Но правительство предлагает этот закон пересмотреть, и в 2016 г. изменения обсудит парламент.
Федеральное налоговое управление Швейцарии (SFTA) получило в 2014 г. 2971 запрос (в 2012 г. – 1499) от налоговых властей других стран с просьбой предоставить данные о счетах их граждан в местных банках, которые могут использоваться для ухода от уплаты налогов. Представитель SFTA отказался сообщить, сколько запросов основано на краденых данных. Но в том, что такие данные используются, сомнений нет. В 2013 г. власти федеральной земли Рейнланд-Пфальц подсчитали, что в бюджет может вернуться 500 млн евро благодаря CD с украденными клиентскими данными одного из банков.
В 2018 г. начнет действовать соглашение Швейцарии с другими странами об автоматическом обмене данными клиентов банков. «В покупке данных не будет никакого смысла, поскольку они будут приходить автоматически», – говорит представитель швейцарского минфина.
56-летний Отте был IT-специалистом в UBS, а затем в Julius Baer. У него был приятель по гольфу – вышедший на пенсию налоговый инспектор. Этот человек и предложил Отте украсть клиентские данные. После 30 лет в IT-бизнесе «я был им сыт по горло и это была возможность уйти», вспоминает Отте. В 2011 г. он передал досье 2700 немецких клиентов Julius Baer приятелю, а тот продал их немецким властям.
Июльским утром 2012 г. швейцарская полиция обыскала дом Отте в пригороде Цюриха. В 2013 г. он оказался в тюрьме по обвинениям в промышленном шпионаже, отмывании денег и нарушении закона о банковской тайне. Отте просил за информацию 1,1 млн евро. Но 15% досталось его приятелю, более 300 000 евро было заморожено швейцарскими властями, еще часть пошла на оплату адвоката. Оставшиеся деньги Отте, живущий теперь в Германии, намерен вложить в винный бизнес.
WSJ, 23.11.2015, Татьяна Бочкарева