Киберпреступления станут раскрываться быстрее
Следственный комитет научит банки, как правильно делиться информациейСледственный комитет России предложил добавить в нормативную базу ЦБ положение, регулирующее взаимодействие правоохранительных органов и сотрудников банков при расследовании киберпреступлений. Предложение направлено в Совет безопасности, рассказал замруководителя отдела компьютерно-технических и инженерно-технических исследований Главного управления криминалистики СКР Алексей Яковлев, выступая на Национальном платежном форуме. По его словам, Совет безопасности предложения получил и рассматривает.
Человек, близкий к Совету безопасности, отказался «афишировать такие инициативы и заседания рабочих групп», тем более что такие идеи поступают от разных ведомств десятками еженедельно. Банк России рассмотрит обращение СКР, если оно поступит, заявил представитель ЦБ.
Банк, столкнувшийся с киберугрозой, как правило, инициирует внутреннее расследование и пытается найти преступника собственными средствами, описывает проблему Яковлев. Когда МВД и следственные органы приезжают в финансовое учреждение, то часто выясняется, что оно не готово предоставить следователям нужную информацию, поскольку она содержит персональные данные клиентов. Следственным органам приходится объяснять банкирам, как «упаковать» информацию, но на это уходит время, тем временем преступник, проникший в компьютерную систему банка, успевает уничтожить следы.
Проблема актуальна, подтверждает сотрудник крупного банка. Около двух лет назад Ассоциация российских банков начала разрабатывать регламент действий при хищениях в интернет-банкинге: был определен порядок взаимодействия банков, созданы шаблоны заявлений в следственные органы от лица клиентов, проработан порядок сохранения клиентами доказательной базы и т. д., рассказывает он. А теперь, очевидно, правоохранительные органы разработали для банков свои рекомендации, говорит он. До сих пор есть большая проблема с передачей данных и ее можно решить только на уровне регулятора, добавляет собеседник «Ведомостей».
По закону заявление в следственные органы должен написать клиент, а не банк, объясняет эксперт по банковской безопасности Николай Пятиизбянцев. Если в правоохранительные органы обратится сам банк, то он все равно не сможет предоставить информацию о клиенте и его операциях без его согласия: это банковская тайна. Из-за этого в 95% случаев уголовное дело не возбуждается, говорит эксперт. А полиции «для оперативности» нужно знать определенную информацию еще до возбуждения уголовного дела, поэтому нужны регулятивные изменения, объясняет сотрудник крупного банка.
Банки могут предоставлять следователям информацию о клиентах в ходе оперативно-розыскных мероприятий по постановлению суда, а также если возбуждено уголовное дело, указывает Пятиизбянцев.
Есть особый тип недобросовестных клиентов, которые передают свои платежные средства и реквизиты (карты, пин-коды, пароли) мошенникам за небольшое вознаграждение, а те переводят похищенные средства на счета этих клиентов и обналичивают их, продолжает он. Банки могут предоставить информацию о таких клиентах правоохранителям, а могут и не предоставить – например, если это запретят юристы. Крупные банки, по словам собеседника «Ведомостей», больше заинтересованы в поимке преступников, поэтому идут на раскрытие этих данных.
Зачастую сами следственные органы отказываются возбуждать дела. Деньги из Москвы перевели в Санкт-Петербург и там обналичили – а дело направляется в Якутск, поскольку клиент, у которого списали средства, зарегистрирован там, приводит пример Пятиизбянцев. Не сумев разыскать клиента, органы отказываются возбуждать дело. Случается и так, продолжает Пятиизбянцев, что правоохранители обращаются в банк слишком поздно или направляют избыточный запрос, ответ на который занимает несколько дней. «С появлением регламента статистика по раскрытию преступлений может улучшиться», – резюмирует сотрудник крупного банка.