Отчего участились сбои на бирже
Московская биржа обновляет систему и оборудование, но закончит реформы только к 2017 году
Биржа предпочитает называть сбои «техническими инцидентами», а сбой – в ее терминологии – только инцидент, который привел к остановке торгов. В этом году таких инцидентов было рекордное количество. С начала года по 26 октября биржа сообщила о 13 инцидентах, которые коснулись участников рынка, из них восемь привели к остановке торгов. В прошлом году биржа останавливала торги 4 раза.
На самом деле таких инцидентов намного больше (см. график), но с большинством из них биржа справляется незаметно для рынка. Московская биржа разделяет три типа инцидентов: зеленая линия – те, что биржа исправила сама и которые не отразились на рынке, черная – более серьезные инциденты, красная – те, которые привели к остановке торгов.
Количество сбоев стало расти со II квартала 2014 г., следует из предоставленной биржей статистики с момента объединения ММВБ и РТС в Московскую биржу в 2012 г. В это время биржа начала большие обновления. «Это [рост числа сбоев] связано с тем, что одновременно стали обновлять систему и железо», – объясняет человек, близкий к бирже.
Нет готового решения
«У ММВБ и РТС была совершенно разная IT-архитектура и обе были созданы в 1990-е гг. После объединения была очевидна необходимость их совершенствования, так как резко возросли объемы торгов», – говорит президент IBS Group Анатолий Карачинский, член наблюдательного совета биржи.
«Новая IT-стратегия биржи разрабатывалась после объединения ММВБ и РТС. Существовавшие на биржах платформы не предназначались для совместной работы и в целом требовали существенной модернизации. С момента объединения Московская биржа инвестировала в IT-стратегию 6,3 млрд руб., в следующие три года вложит еще более 9 млрд руб.», – добавил председатель правления биржи Александр Афанасьев.
Реализация стратегии предполагает достижение коэффициента доступности торгов (какую часть времени биржа доступна для торгов) до 99,98% – это очень хороший показатель, который был у нас в прошлом году, в этом году он будет ниже, признался Афанасьев: при этом торги на различных платформах биржи идут 37 часов в сутки – это самый долгий в мире период ведения торгов.
Рассматривалось несколько путей модернизации платформы после объединения, продолжает Афанасьев: приобретение готового внешнего решения, собственная разработка новой системы и адаптация действующих. Изучение существующих на международном рынке продуктов показало, что они не подходят, рассказывает Афанасьев. «Ввиду широкого набора торгуемых продуктов и особенностей нашего рынка и бизнес-процессов, которые мы поддерживаем, все внешние решения требовали очень масштабных доработок. Мы покрываем пять основных классов активов: классические биржевые – акции и деривативы, а также облигации, репо и валюта – на многих рынках эти инструменты торгуются исключительно на внебиржевом рынке», – объясняет он.
«Бирже приходится перестраивать систему небольшими шагами и попутно работать над возникшими ошибками: на построение системы с нуля нужно три года – столько времени у биржи нет, поэтому приходится делать поэтапные изменения. Более того, и найти человека, который смог бы создать новую платформу, очень сложно: у нас в России таких пять человек», – говорит Карачинский.
Где зарождаются ошибки
Самые значительные изменения касаются разделения торговли и клиринга, этот процесс биржа начала в 2015 г. «Львиная доля ошибок происходит в клиринге – это сложная система, в которую постоянно вводятся изменения, после разъяснений ЦБ меняются правила расчетов, и из-за этого приходится останавливать торги», – говорит Карачинский. После разделения остановок торгов не будет, уверен он: «Ошибки в клиринге будут вылечиваться незаметно ни для кого».
По данным биржи, из-за ошибок в клиринговом модуле в этом году было четыре сбоя, как и в прошлом году. «Московская биржа использует уникальную модель риск-менеджмента в реальном времени – риск рассчитывается еще до принятия заявки, и если его значение превышает обеспечение участника, то заявка отклоняется. Это, конечно, сильно усложняет технологию», – рассказывает управляющий директор по информационным технологиям Московской биржи Сергей Поляков.
На других биржах – LSE, Deutsche Boerse, Eurex иная система: риск рассчитывается после заключения сделки или в конце торгового дня. «Наша система управления риском – это единственная в мире проактивная» система проверки заявок на обеспечение в реальном времени. Биржа предоставляет прямой доступ как крупным банкам, так и маленьким брокерам, широко применяется возможность работать клиентам напрямую. В отличие от типичного западного рынка, доступ к которому проходит через ограниченное число крупных участников, наш рынок гораздо более доступен и демократичен», – объясняет Афанасьев. «Обратная сторона медали – очень сложная технология и необходимость останавливать торги в случае неполадок в клиринге. Типичная американская биржа даже не будет знать, что в клиринге неполадки, до конца дня. Мы работаем над разделением торговой и клиринговой платформ и планируем его завершить к концу 2016 г. По статистике этого и предыдущего годов, совмещение торгов и клиринга было причиной 3–4 сбоев в год», – добавил Поляков.
Максимальная производительность торгово-клиринговой системы срочного рынка выросла в 2015 г. до 96 000 транзакций в секунду – в 2,5 раза больше, чем годом ранее, это один из лучших показателей в мире, приводит данные Поляков: на валютном и фондовом рынках максимальная производительность – 30 000–35 000 транзакций в секунду, со скоростью обработки каждой транзакции около трехсот миллионных секунды, что соответствует уровню других крупных бирж. «К сожалению, часто достижения по развитию производительности системы заслоняются инцидентами с остановками торгов, которые у нас действительно участились, преимущественно из-за темпа внедрения новых услуг и сервисов», – говорит он.
«Московская биржа очень активна в вопросе внедрения новых продуктов: многие придумывает сама, другие от нее требует бизнес, Минфин или ЦБ. Риски сбоев из-за этого и растут», – добавил человек, близкий к бирже. «Когда мы завершим программу разделения систем на независимые модули, мы получим возможность клонировать торговые ядра и проводить торги отдельными инструментами (бумагами) на отдельных ядрах. Это нам позволит, с одной стороны, сбалансировать нагрузку, а с другой – в случае отказа одного из ядер торги остановятся только на инструментах на этом ядре», – говорит Поляков.
Биржа сделала вывод. Из-за участившихся сбоев наблюдательный совет решил затормозить разделение торговли и клиринга на валютном и срочном рынках, которое биржа собиралась произвести до конца года, говорит человек, близкий к бирже. «Руководство биржи после консультаций с советом биржи решило скорректировать план выхода релизов до конца года и сконцентрировать ресурсы на проектах по повышению надежности и стабильности работы IТ-инфраструктуры компании», – подтвердил Поляков, подчеркнув, что со сбоями это не связано. По его словам, речь идет не о новых продуктах, а скорее о доработке действующего функционала и развитии систем (см. врез).
Когда стакан перевернулся
Вторая причина сбоев в этом году, продолжает Поляков, – аппаратная ошибка («поломка в оборудовании или инфраструктуре, например в сети, не связанная с нашим программным обеспечением»). Это тоже издержки совершенствования инфраструктуры. «Полтора года назад биржа ввела политику обновления аппаратного парка, – рассказывает Поляков. – К концу 2016 г. у биржи не будет оборудования старше трех или пяти лет в зависимости от его типа. В процессе замен не все элементы стали работать друг с другом штатно, что было невозможно не только предсказать, но даже обнаружить заранее».
Что отложено
Третья причина сбоев в этом году – ошибка в торговом ядре, связанная с обновлением версии торгово-клиринговой системы: это то, что случилось 21 сентября на срочном рынке (тогда трейдеры жаловались, что видели «перевернутый стакан»). Произошла ошибка в коде по разделению торгово-клиринговых процессов, которую биржа не смогла выявить ни при тестировании, ни за две недели эксплуатации, говорит Поляков.
«Сбои раз в квартал пережить можно. Но в этом году очень сложное время: в конце августа – сентябре было много новостей, которые должны отыграть участники рынка. Особенно это влияет на высокочастотных алготрейдеров, для которых цена сбоя традиционно высока», – говорит управляющий директор по работе с институциональными и алгоритмическими клиентами «Ай ти инвеста» Юрий Маслов. «Мы понимаем ошибки в системе, но самое обидное, когда сбоит железо. Возможно, с переходом в новый дата-центр Dataspace, куда биржа установила новое оборудование, эта проблема исчезнет», – надеется руководитель управления эксплуатации торговых систем «Финама» Дмитрий Анциферов.
Есть ощущение, что сбои стали происходить чаще с середины 2013 г., когда ЦБ стал мегарегулятором и задал темп на финансовом рынке – стал предъявлять новые требования, которые надо удовлетворять, продолжает он: но система была рассчитана на одно количество данных, а сейчас из-за возросших требований нагрузка больше. «Более того, вся IT-структура Московской биржи работает в жестком режиме и может попросту не хватать человеческих ресурсов», – добавил Анциферов.
Карачинский считает, что бирже следует увеличить инвестиции в IT и нанять больше людей. «Никакие изменения не проходят безболезненно, поэтому возможность сбоев остается всегда. Но они сократятся: во-первых, при разделении клиринга и торгов, во-вторых, после переезда в новый дата-центр уровня Tier III», – уверен он.
Проще смириться
После многочисленных сбоев ЦБ сообщил, что внимательно следит за ними и может принять меры надзорного характера. Особенно ЦБ заинтересовался жалобами про «перевернутый стакан» (некорректное отображение данных. – «Ведомости»). Сама биржа такого не видела. «У нас никаких причин полагать поток рыночных данных из ядра был поражен. Из этих рыночных данных собственный софт участников уже выстраивает, «рисует» образ стакана», – говорит Поляков.
«По закону обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента получения. По итогам рассмотрения гражданину направляется разъяснение о его правах и обязанностях, а при наличии оснований применяются меры надзорного реагирования в отношении участника рынка – выдача предписания, наложение административного штрафа», – ответил представитель ЦБ на запрос «Ведомостей».
«Я не помню прецедентов, когда биржа компенсировала убытки из-за какой-либо нештатной ситуации. Дело в том, что заявители никогда не могут убедительно продемонстрировать своих потерь от торговли в связи с нештатной ситуацией на бирже», – добавил Афанасьев.
«Биржа использует остановку торгов в случае критичных сбоев, чтобы минимизировать число потенциально спорных ситуаций. Инвестору легче смириться с упущенной прибылью, чем оспаривать результат совершенной сделки. И участнику торгов – брокеру – легче объяснить это инвестору», – говорит гендиректор брокера «Финанс-инвест» Евгений Морозов. Согласно договору с брокером биржа вправе останавливать торги в чрезвычайных ситуациях, которые определяются ее внутренними документами, продолжает он: взаимная ответственность биржи и брокера формулируется в достаточно общих словах и определяется решениями, которые принимаются также на основе внутренних документов биржи. «То есть де-факто биржа оставляет себе весьма широкую свободу маневров, при том что благоразумный участник торгов вряд ли будет решать даже самые острые ситуации в юридическом поле или даже просто в публичной форме», – говорит он.
Закон не предусматривает ответственности биржи непосредственно за факт наступления технического сбоя, объясняет регулятор: «По закону он [организатор торговли] обязан уведомить Банк России и других контрагентов о приостановлении/прекращении и возобновлении торгов. В случае нарушения требований к раскрытию информации (в том числе о техническом сбое) Банк России вправе применить меры надзорного реагирования. Также он осуществляет контроль за управлением биржей операционным риском, к реализации которого относятся и технические сбои», – сообщил представитель ЦБ.
Согласно положению ЦБ, приостановление торгов из-за технического сбоя как таковое не является основанием для привлечения биржи к ответственности, поскольку правила проведения торгов предусматривают возможность таких сбоев, срок и порядок раскрытия информации и совершения иных действий в этой связи, говорит партнер юридической компании "Линия права" Олег Бычков: «Таким образом, если биржа соблюдает вышеуказанный порядок действий в случае технического сбоя, оснований для привлечения ее к ответственности не возникает». В то же время очень продолжительный сбой или наличие регулярных сбоев вкупе с отсутствием попыток биржи разрешить эту проблему, вероятно, может привести к вынесению ЦБ предписаний об устранении причин, которые к ним приводят, рассуждает он, и в случае невыполнения биржей двух и более таких предписаний ЦБ вправе привлечь ее к административной ответственности и отозвать лицензию. «Однако, принимая во внимание, что Московская биржа активно сотрудничает с Банком России по вопросам устранения технических сбоев, а также проводит активную модернизацию своих программно-технических систем, вероятность наступления указанных негативных последствий представляется нам низкой», – резюмирует Бычков.
Если брокер получил убыток в результате сбоя, то применяются нормы Гражданского кодекса о возмещении убытков. Но истцу нужно будет доказать наличие убытков или упущенной выгоды, а также что именно биржа является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, рассказывает адвокат «Юков и партнеры» Зинаида Захарова: «Скорее всего, технический сбой объясняется биржей как некое форс-мажорное обстоятельство, гражданско-правовая ответственность за наступление которого не предусмотрена Гражданским кодексом. В случае если будет установлено, что убытки были причинены и причинены именно биржей (не было форс-мажора, а были, например, некие действия сотрудников биржи, ненадлежащим образом обеспечивающих работу программ), то они могут быть взысканы на основании ст. 15 Гражданского кодекса».
