Чиновники и страховщики не могут договориться о роли национального перестраховщика

Они не поддерживают предложения ЦБ обязать участников рынка передавать в госкомпанию 10% рисков
Регулятор хочет обязать страховщиков передавать в госкомпанию также 10% от всех рисков, передаваемых в перестрахование
Регулятор хочет обязать страховщиков передавать в госкомпанию также 10% от всех рисков, передаваемых в перестрахование / Е. Разумный / Ведомости

Центробанк, Минфин и страховщики пока не могут договориться о функционале будущей Национальной перестраховочной компании (НПК), 100%-ным акционером которой станет ЦБ. Первоначально предполагалось, что НПК будет перестраховывать часть рисков, которые из-за санкций коммерческие страховщики не могут передать за рубеж. Всего около 2000 договоров сейчас не могут быть перестрахованы из-за санкций, оценивал в апреле ЦБ. Но неожиданно для рынка ЦБ предложил не ограничиваться санкционными рисками.

Регулятор хочет обязать страховщиков передавать в госкомпанию также 10% от всех рисков, передаваемых в перестрахование. «В том числе государственного оборонного заказа, компаний ГК «Ростехнологии», – приводит пример пресс-служба ЦБ. «Создаваемая компания обязана будет брать то, что другие брать не хотят или не могут. Объекты двойного назначения она обязана брать», – сказал директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, ее участие в иных добровольных видах страхования остается дискуссионной темой.

На последнем совещании в ЦБ обсуждалась возможность перестрахования рисков долевого строительства, ответственности туроператоров, катастрофических агрорисков, которые сегодня также неохотно принимают зарубежные компании, рассказывают два его участника.

Минфин уже подготовил свое заключение на законопроект, говорит замминистра финансов Алексей Моисеев, в целом ведомство поддерживает создание НПК, но считает, что надо быть очень осторожными, прежде чем обязывать компании передавать туда часть бизнеса: «Если это не продумать на берегу, это может вызвать серьезные нарушения в функционировании рынка».

«Кроме того, нужно понимать, какие будут тарифы, кто будет определять, какие 10% туда отдавать, а не просто вводить «десятину». Это требует детального обсуждения, которое пока не проводилось», – заключил Моисеев. По его словам, детальное обсуждение состоится после того, как все заинтересованные ведомства представят свою позицию, законопроект постараются внести в Госдуму в осеннюю сессию.

Цена вопроса

101,4 млрд руб. по данным ЦБ, столько рисков в 2014 г. страховщики перестраховали за рубежом, внутри страны еще 37 млрд руб.

Позиция правительства схожа с Минфином, знает другой чиновник финансово-экономического блока, но пока решение не принято. Федеральная антимонопольная служба ее пока окончательно не сформировала, сообщил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Минэкономразвития направит заключение в Минфин и ЦБ в ближайшее время, говорит его представитель.

Против «десятины» выступают страховщики. «В необходимости НПК в условиях санкций нет сомнений, но возникает все больше вопросов по технике работы этой компании», – сетует президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Обязательность передачи части рисков нанесет серьезный ущерб существующим договорам перестрахования, считает он. «Мы хотели бы еще пообсуждать с ЦБ и правительством целесообразность такой жесткой нормы», – рассчитывает он.

Если на рынке возникнет дополнительная емкость и она будет предлагаться рынку наравне с другими, это только приветствуется, но нет ничего позитивного в обязанности передавать часть рисков на нерыночных условиях в госкомпанию, считает президент СК «АИГ» Роман Тихоненко, есть опасение, что 10% не предел и постепенно аппетиты будут расти.

Госперестраховщик нужен в отсутствие альтернативной емкости для размещения рисков, которые невозможно по различным причинам разместить на традиционных рынках перестрахования, уверен первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин. В отношении всех остальных рисков, по его словам, внутренней и международной емкости достаточно для перестрахования. Рынок не должен платить за рентабельность госкомпании, добавляет топ-менеджер крупного страховщика.

Создание любой госструктуры, которая будет собирать с рынка какие-то деньги, должно иметь понятную цель: занять нишу, с которой рынок не справляется, поддержать его устойчивость или способствовать его развитию, считает директор аналитического центра «Институт страхования» Павел Самиев. Если главная цель – снизить объем премий за рубеж (см. врез), то это, наверное, не совсем та идея, которая должна стоять во главе угла при создании госкомпании, полагает он.