В Нота-банке застряли миллиарды компаний ВПК
ЦБ допускает, что кредиторы могут поучаствовать в спасении банка, как было с банком «Таврический»Центробанк приостановил полномочия правления Нота-банка, назначил туда временную администрацию на шесть месяцев и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца. Временная администрация, сообщил ЦБ, оценит качество и сохранность активов, определит перспективы восстановления ликвидности и поговорит с кредиторами об их участии в преодолении проблем банка.
Мораторий – страховой случай, выплаты вкладчикам Нота-банка начнутся не позднее чем через 14 дней с момента его введения, сообщил ЦБ. «О конкретных шансах восстановления деятельности банка можно будет говорить после оценки активов, оценки рыночного интереса к ним, а также интереса самих кредиторов к рыночным способам урегулирования данной ситуации», – передал через пресс-службу зампред ЦБ Михаил Сухов.
Мораторий как способ воздействия на банк ЦБ применяет впервые, а кредиторов к решению проблем он уже привлекал: Роскосмос участвовал в санации Фондсервисбанка, а «Ленэнерго» пришлось пролонгировать депозиты, спасая «Таврический». У ЦБ есть право ввести мораторий при введении временной администрации, говорит партнер Tertychny Law Иван Тертычный, но прежде эта мера не применялась. «В банке уже не осталось финансовых возможностей для осуществления упорядоченных выплат кредиторам», – объяснил введение моратория Сухов.
В банке обслуживаются компании военно-промышленного комплекса, рассказал «Ведомостям» один из контрагентов Нота-банка и подтвердили два банкира. Один из них знает, что это предприятия, участвующие в программе оборонзаказа, а также концерн ПВО «Алмаз-Антей». У «Алмаз-Антея» были средства в банке, подтверждает один из банкиров.
Оборонные компании держали в Нота-банке депозитов примерно на 20 млрд руб., говорит другой банкир. «В банке застряли миллиарды оборонных предприятий», – подтверждает госбанкир, это практически все, что осталось в банке. По отчетности на 1 сентября, компании держали в Нота-банке 16,36 млрд руб. срочных средств (на 1 июля было 30,16 млрд) и 23,2 млрд на расчетных счетах. «Компаний, завязанных на государство, в банке много. Большая часть клиентских средств приходилась на них, у банка высокая зависимость от волатильности депозитов госкомпаний», – говорит аналитик S&P Анастасия Турдыева. Видимо, с застрявшими госденьгами и связан столь либеральный подход к Нота-банку, полагает один из собеседников «Ведомостей».
Вчера Moody’s снизило рейтинг банка с В2 до Саа3: к сентябрю запас ликвидных активов у банка снизился до 10,5% от общего размера активов (на 1 августа – 22,4%). В июле – августе корпоративные клиенты забрали 22,5% клиентских средств. «До того как ликвидность в банке закончилась, некоторые клиенты несколько месяцев переводили средства на обслуживание в другие банки», – говорит Сухов.
Ломбардный прецедент
Скорее всего, уже в ближайшее время ЦБ будет вынужден констатировать факт невозможности восстановления банком ликвидности и платежеспособности и, соответственно, отзовет у него лицензию, говорится в комментариях президента Московской международной валютной ассоциации Алексея Мамонтова: «На наш взгляд, история с Нота-банком не так банальна и проста, как в прочих подобных случаях. Она создает очень опасный прецедент. Едва ли не впервые речь идет о проблемах кредитной организации, облигации которой до настоящего момента входят в ломбардный список ЦБ».
«Средства забирали госкомпании и компании, связанные с государством», – говорит заместитель гендиректора «Финэкспертизы» (аудитор Нота-банка) Наталья Борзова: Нота-банк, вероятно, не входит в круг банков, где государство разрешило им держать депозиты.
Организации «Ростеха» имели счета в Нота-банке, сообщил представитель госкорпорации, если там и остались какие-то средства, то незначительные – и исключительно обязательства по старым сделкам. Нота-банк не входит в перечень высоконадежных банков, где госкорпорация рекомендовала хранить средства, организациям было дано указание обнулить и закрыть счета в банке, заключил он.
В конце августа обсуждалось ограничение круга банков для госкомпаний: им предлагалось держать средства только в тех из них, что прошли отбор АСВ по госпрограмме докапитализации с помощью ОФЗ. Решений пока не принято, уверяет федеральный чиновник, но госкомпаниям рекомендовано обратить внимание на банки, где у них депозиты. В секретариате вице-премьера Игоря Шувалова тему комментировать не стали.
«Мы получили от Федерального казначейства рекомендацию размещать свободные деньги только в четырех госбанках», – говорит сотрудник внебюджетного фонда. «Было такое поручение – не оформленное официально, просто служебное письмо – с предупреждением, что, если ведомство потеряет деньги в банке, лица, принявшие решение о его выборе, будут нести ответственность», – говорит чиновник другого ведомства.
«Мы не исключаем ни одного из вариантов развития событий», – ответил Сухов на вопрос, будет ли у банка отозвана лицензия или его санируют. Отдельные кредиты могут представлять интерес для иных банков или инвесторов, продолжил Сухов, восстановление платежеспособности во многом будет зависеть от позиции кредиторов банка, многие его клиенты изъявили желание перевести средства в другие банки.
Представители Нота-банка, Минобороны, «Алмаз-Антея» и еще нескольких оборонных предприятий, а также Сбербанка, РСХБ и Газпромбанка не ответили «Ведомостям». В аппарате вице-премьера Дмитрия Рогозина дать комментарии не смогли. Представитель ВТБ сообщил, что в последнее время не наблюдалось резкого увеличения депозитов.
В подготовке статьи участвовали Мария Каверина, Наталия Биянова и Татьяна Воронова