Развивающиеся рынки после распродажи снова стали интересны иностранным инвесторам

Теперь они тщательнее выбирают, куда вкладывать средства
Самые смелые инвесторы присматриваются даже к китайским компаниям, хотя с июня индекс Shanghai Composite потерял 38%/ freeimages.com

Есть спрос на мексиканские облигации, акции филиппинских банков и китайских интернет-компаний, перечисляют участники рынка. Хорхе Марискаль, курирующий инвестиции подразделения UBS по управлению средствами богатых клиентов, советует выбирать активы точечно. Особенно интересны, по его словам, акции, стоящие после распродажи ниже справедливой цены. Можно, например, присмотреться к некоторым компаниям Тайваня, которые сильно пострадали от дешевеющего сырья и опасений замедления китайской экономики, но также связанным с IT-сектором США.

«Распродажа открыла возможности, – соглашается портфельный управляющий T. Rowe Price Курт Умбаргер. – Главное – не торопиться и быть избирательными». T. Rowe Price увеличила на 1–2% аллокации на развивающиеся рынки, в том числе за счет покупки акций филиппинского BDO Unibank.

Хотя валюты развивающихся стран, включая Бразилию и Россию, сильно дешевеют, у этих стран большие валютные резервы, а значит, большой угрозы их суверенным облигациям нет, отмечает руководитель отдела долгов развивающихся стран Neuberger Berman Горки Уркиета. Тем более что многие плохие новости уже заложены в котировки. Уркиета сохранил вложения в бразильские и российские суверенные бонды и докупил колумбийских.

Тень Lehman Brothers

Воспоминания о банкротстве Lehman Brothers, с момента которого прошло ровно семь лет, до сих пор оказывают психологическое влияние на рынки, пишет FT. Главный экономист Банка Англии Эндрю Холдейн называет его «риском страха»: «Хотя психологические шрамы от страшных событий рубцуются, происходит это очень постепенно, и они никогда не исчезают». По словам управляющего Legal & General Investment Management Джона Роу, «падение фондовых рынков в конце августа усугубляли нервные и чрезмерно осторожные инвесторы, продававшие акции из-за прошлых страхов, а не из-за фундаментальных показателей».

Самые смелые инвесторы присматриваются даже к китайским компаниям, хотя с июня индекс Shanghai Composite потерял 38%. «Цены сейчас гораздо привлекательнее, чем год назад», – отмечает директор по инвестициям OppenheimerFunds Кришна Мемани. Он обращает внимание на китайского онлайн-ритейлера Alibaba, акции которого за год подешевели почти на треть. Разница в цене, например, с Amazon.com «поразительна». «Если вы инвестируете на 3–5 лет, то развивающиеся рынки становятся весьма привлекательными», – говорит он.

Осторожность инвесторам сейчас нужна как никогда. Проблем у развивающихся рынков меньше не стало, предупреждает Банк международных расчетов (BIS). Главный экономист BIS Клаудио Борио говорит об «усилении давления, которое с годами аккумулировалось в главных болевых точках». Если иностранный капитал перестанет кредитовать развивающиеся рынки, им будет труднее рефинансировать долги, особенно с учетом укрепления доллара, в котором эти долги номинированы. Трудная ситуация с кредитованием сейчас в Китае и России, в меньшей степени – в Бразилии, отмечает Борио. С 2009 г. долларовая кредитная задолженность корпораций (без учета банков) в развивающихся странах почти удвоилась, превысив $3 трлн.

Инвесторам приходится быть избирательными: в отличие от 2008 г., когда ФРС завалила рынок дешевыми деньгами, а экономика Китая росла более чем на 10% в год, сейчас на дружный рост развивающихся рынков рассчитывать не приходится. «Это осталось в прошлом, – говорит Марискаль. – Разница между странами очень велика».

В августе, в разгар распродажи, управляющий президент Templeton Emerging Markets Group Марк Мобиус призывал «видеть распродажу в правильном контексте, сохранять спокойствие и искать возможности для инвестирования». Но фонд Templeton Global Bond, которым управляет трейдер, работающий с активами развивающихся рынков, Майкл Хейзенстаб, получил в августе рекордный убыток. Инвесторы забрали из фонда $1,9 млрд, а за девять месяцев – $6,4 млрд.

WSJ, FT