Банки Уолл-стрит оказались аутсайдерами на недавней распродаже, прокатившейся по глобальным рынкам

Вступившее в силу правило Волкера запрещает им сильно рисковать
Топ-менеджеры Goldman отмечают, что трейдеры стали избегать рисков не только из-за опасения убытков, но и из-за нежелания привлекать внимание специалистов по надзору и регуляторов
Топ-менеджеры Goldman отмечают, что трейдеры стали избегать рисков не только из-за опасения убытков, но и из-за нежелания привлекать внимание специалистов по надзору и регуляторов / Richard Drew / AP

Еще недавно скачки рынка были подарком банкам Уолл-стрит – это была хорошая возможность заработать. Теперь же из-за новых требований регулирования им остается довольствоваться выполнением клиентских заказов, рассказали WSJ банкиры, трейдеры и специалисты по инвестициям. «Банки перестали быть частью рыночной истории», – говорит трейдер Skylands Capital Том Хирден.

До кризиса 2008 г. банки ежедневно выделяли десятки миллионов долларов из собственных средств на игру на волатильности – они зарабатывали сами и добавляли рынку ликвидности. Тогда больше половины сделок с акциями совершалось в расчете на скачки рынка, сейчас – 10%, рассказал трейдер крупного банка. Банковские трейдеры превратились в «гламурных исполнителей заказов», говорит бывший банкир, теперь работающий в хедж-фонде.

Эти изменения – следствие требований правила Волкера, вступившего в силу в июле. Оно ограничивает рисковые сделки банков, совершаемые на их собственные средства. Правило Волкера в большей степени затрагивает сделки банков с облигациями, но, как показали последние две недели, оно сказывается и на работе с акциями. «Оно действительно делает систему крепче, – говорит аналитик Evercore ISI Гленн Шорр. – Но из-за этого во время стресса на рынке ликвидности меньше и сделки идут труднее».

Goldman Sachs за пять лет значительно сократил меру рисковой стоимости – сумму, которую он может позволить себе потерять за один день торгов. В 2010 г. она составляла $136 млн, во II квартале 2015 г. – $77 млн. Еще сильнее снизил меру рисковой стоимости Morgan Stanley – со $164 млн в 2010 г. до $54 млн во II квартале 2015 г. С 2008 г. инвестбанки и брокерские фирмы США сократили вложения в акции и корпоративные бонды на 70–90%, говорит Джеффри Кронтал, до 2006 г. работавший в Merrill Lynch, а теперь управляющий деньгами хедж-фонда KLS Diversified Asset Management.

От убытков банки правилом Волкера не застрахованы – особенно когда рынки падают. Но волатильность двух последних недель не принесла им огромной прибыли или убытка, как было раньше. На конференции ФРС в Джексон-Хоуле, прошедшей в прошлые выходные, чиновники отмечали, что, несмотря на волатильность, рынки США функционировали довольно гладко. В Goldman, Morgan Stanley, Citigroup, JPMorgan и других банках многие сотрудники в конце августа уходят в отпуск и мало кого просили отпуск прервать, как бывало раньше.

Топ-менеджеры Goldman отмечают, что трейдеры стали избегать рисков не только из-за опасения убытков, но и из-за нежелания привлекать внимание специалистов по надзору и регуляторов. «Такая психология сильно влияет на сделки в период волатильности», – цитирует WSJ одного из источников. Уменьшение активности банков дает шанс хедж-фондам. «Все больше хедж-фондов занимают нишу, из которой ушли банки, торговавшие на собственные средства», – говорит Скотт Уорнер, управляющий директор Paamco, которая инвестирует в хедж-фонды. По его словам, на прошлой неделе хедж-фонды покупали подешевевшие акции компаний, участвующих в поглощениях, например Altera, Charter Communications и Avago Technologies, а также бросовые облигации и другие долги.

Некоторые фонды жалуются, что хотели купить больше акций, но предложение было небольшим – отчасти из-за того, что банковские трейдеры на рынок выходили неохотно. «Кажется, что банки меньше хотят рисковать, и торговать из-за этого становится труднее», – говорит управляющий хедж-фондом Quintessential Capital Management Габриэль Грего. По его словам, комиссия, которую брокеры берут за акции, которые они дают ему в кредит, за последнее время выросла вчетверо и ему труднее шортить акции, которые он считает переоцененными.

WSJ, 2.09.2015

Топ-менеджеры Goldman отмечают, что трейдеры стали избегать рисков не только из-за опасения убытков, но и из-за нежелания привлекать внимание специалистов по надзору и регуляторов