На валютных рынках развивающихся стран бушует распродажа
Она может перекинуться на долговые рынкиПричины у всех разные, но результат один. Валюты развивающихся стран дешевеют с каждым днем. Турецкая лира вчера обновила исторический минимум, а в течение торгов ее курс падал ниже психологической отметки – 3 лиры/$ на новостях о том, что в ноябре в стране пройдут досрочные выборы.
Казахстанский тенге, который накануне был отпущен в свободное плавание, подешевел на 26% (см. статью на стр. 04). Вместе с тенге инвесторы распродавали казахстанские облигации. «Не в почете эти активы, мягко говоря, – отмечает Виктор Сабо из Aberdeen Asset Management. – Но это пока не капитуляция, так что кровь еще будет литься» (цитата по Reuters).
В среду национальную валюту – донг девальвировал Вьетнам.
Рубль подешевел до полугодового минимума – 67 руб./$. Южно-африканский ранд снизился до уровня декабря 2001 г. Опрошенные Reuters аналитики опасаются, что следующей о девальвации может объявить Нигерия.
Польский злотый и венгерский форинт вчера подешевели к евро на 0,22 и 0,43%.
Morgan Stanley полагает, что под наибольшим напряжением сейчас находятся валюты Бразилии, Перу, Южной Кореи, Таиланда, Тайваня и Южной Африки, сообщает Bloomberg. По мнению аналитиков шведского SEB, из-за либерализации курса тенге могут пострадать валюты соседних Киргизии, Туркмении и Таджикистана. «Это добавляет давления на них, и они могут подешеветь на 10–20% в ближайшие 3–6 месяцев, а возможно, и ранее», – отмечает стратег SEB Пер Хаммарлюнд.
Новый раунд ослабления валют развивающихся стран начался с девальвации юаня 11 августа (см. график). Вчера индекс Shanghai Composite снизился на 3,4%, а накануне МВФ сообщил, что повременит с включением юаня в резервные валюты.
«Причин для беспокойства гораздо больше, чем для надежды, – говорит трейдер Cabrera Capital Markets Ларри Перуцци. – Есть риски, связанные с глобальным ростом, ФРС сохраняет неопределенность по поводу ставок» (цитата по Bloomberg). Аналитики оценивают вероятность того, что ФРС начнет повышение ставок на заседании 16–17 сентября, в 34%.
За Китаем перейти к более гибкому курсу могут и другие страны, говорят эксперты. «Нельзя исключить, что в ближайшие месяцы будут еще случаи коррекции курсов, причем размер и время коррекции будут коррелировать с коррекцией курса юаня», – считает аналитик RBS Дмитрий Бондарь.
По словам Илана Солота из Brown Brothers Harriman, события последних дней показывают, что во многих странах, включая Россию, валютная политика меняется в сторону большей либерализации. Он тоже полагает, что «коррекция на этих рынках может быть большой». «Большинство развивающихся рынков далеко не дешевы, и мы ожидаем, что этот перекос в ближайшие месяцы будет устранен», – отмечает главный валютный стратег Julius Baer Дэвид Коул.
Индекс MSCI Emerging Markets вчера к 20.00 мск снизился на 1,3%.
«Нынешняя ситуация очень опасна, – сказал Bloomberg исполнительный директор Mitsubishi UFJ Securities Брендан Браун. – Я опасаюсь, что происходящее на валютных рынках может перейти на рынки долговые».
Распродажа затронула и фондовый рынок США. На 20.00 мск S&P 500 снизился на 1,2%, а доходность 10-летних казначейских облигаций – на 4 б. п. до 2,09% годовых. «Мы обычно покупали, когда рынок падал, но сейчас инвесторы хотят увидеть еще больший спад, – говорит стратег Prudential Financial Куинси Кросби. – Это уже не автоматическая реакция на падение в надежде, что ФРС поддержит рынок. Инвесторы стали более осторожными на тот случай, если ФРС ничего делать не будет» (цитата по Bloomberg).
Золото подорожало вчера на 1,4% до $1149,85 за тройскую унцию, это месячный максимум. С июля, когда цена на унцию опустилась до пятилетнего минимума, цена поднялась на 7%.
Использована информация FT