Комиссия по ценным бумагам и биржам США призывает нарушителей к сотрудничеству
Полагая, что лучше самих инсайдеров о мошенничестве никто не расскажетТрейдеры Райан Кинг и Томас Гоннелла любили поболтать в чатах не только о работе, но и о жизни и спорте. Но когда им пришлось давать показания в суде, их пути разошлись: Кинг стал сотрудничать с SEC и давать показания против приятеля.
Это первый случай, когда SEC использовала показания сотрудничающего с ней свидетеля. Программа по сотрудничеству со свидетелями действует с 2010 г. Уже подписано 91 соглашение, но пока лишь три свидетеля, включая Кинга, дали показания. Директор SEC по надзору Эндрю Сересни считает программу «чрезвычайно успешной», поскольку комиссия получает «инсайдерскую информацию, помогающую вскрыть мошенничество более эффективно и добиться успеха в суде».
В ноябре 2014 г. штатный судья SEC признал Гоннеллу виновным в мошенничестве и оштрафовал на $82 500. Кинга отпустили без штрафа, но, если бы не сотрудничество с регулятором, ему пришлось бы заплатить $125 000. Правда, Кинг был отстранен от работы в секторе ценных бумаг на три года, тогда как Гоннелла – лишь на год.
А судьи кто?
Среди участников программы SEC – бывший губернатор штата Нью-Мексико, брокеры, топ-менеджеры, юрист и ипотечный брокер, съевший бумагу с записанной на ней инсайдерской информацией. Юристов настораживает, что SEC старается направлять иски своим штатным судьям, а не в федеральный суд. В 2014 финансовом году 81% исков рассматривали судьи SEC по сравнению с 53% в 2009 г. «SEC хочет испробовать новые инструменты, в том числе программу сотрудничества, – говорит ее бывший юрист Стивен Кримминс. – Но выдержит ли этот подход проверку судом? Вот это они еще не проверили».
Оба трейдера работали на Уолл-стрит: Гоннелла – в Barclays, Кинг – в Gleacher & Co. Они торговали «бондами с эзотерическим покрытием» – например, обеспеченными лизинговыми контрактами в авиации. Они оба были уволены после сделок 2011 г., вызвавших подозрения SEC.
По данным регулятора, инициатором мошенничества был 30-летний Гоннелла, бывший капитан команды Амхерст-колледжа по плаванию и водному поло. В 2010 г. Barclays заплатил ему $995 000. Но в 2011 г. банк стал штрафовать трейдеров, если они держат облигации более семи месяцев. Но и расставаться с бондами Гоннелла не хотел. Поэтому он «продал» инструменты Кингу, пообещав выкупить их по более высокой цене. По оценке SEC, Barclays это стоило $111 000.
Гоннелла признает, что нарушил внутренний запрет Barclays: он попросил Кинга обсуждать сделки по sms. Виновным в нарушении законов он себя не считает. Подобная практика «обычна в секторе», утверждает Гоннелла в апелляции, а решение судьи SEC раздуло «промах восходящей звезды» в нарушение закона, «это то же самое, что использовать бульдозер, чтобы срезать розу».
Но, по мнению SEC, Гоннелла отдавал себе отчет в том, что сделки были мошенничеством, и при их обсуждении с Кингом в чатах он пользовался «намеренно туманными формулировками». Сересни говорил, что Кинг специально расшифровывал эти записи судье SEC Джеймсу Граймсу. Например, фраза «я слышал, что тебе будут интересны эти бумаги» означала вопрос, когда Гоннелла сможет, как было договорено, выкупить облигации. Гоннелла ответил: «ооооооо! я не забыл о тебе, парень».
Гоннелла утверждает, что Кинг изменил показания, после того как согласился сотрудничать с SEC, а обвинения в зашифрованных текстах им выдуманы. SEC с этим не согласна.
По словам адвоката Гоннеллы, его клиент сейчас работает, но не в секторе ценных бумаг. Кинг говорит, что «занимается разными вещами, пытаясь свести концы с концами».
WSJ, 6.08.2015