Кредиты, выданные в начале 2015 года, портятся быстрее прошлогодних, свидетельствуют данные ОКБ

Банкиры пока так не считают
Кредиты не стали портиться быстрее, однако их качество не улучшается, уверяют банкиры
Кредиты не стали портиться быстрее, однако их качество не улучшается, уверяют банкиры / Д. Гришкин / Ведомости

Объединенное кредитное бюро (ОКБ) провело винтажный анализ портфеля кредитов наличными, выданных банками в I квартале 2015 г. Данные свидетельствуют о том, что качество обслуживания кредитов, выданных в 2015 г., ниже, чем в предыдущие годы (бюро оценивало, как быстро заемщик допускает просроченные платежи (1+) в течение трех месяцев с даты выдачи). Если из кредитов, выданных в январе 2014 г., 8% не обслуживалось в срок, то доля кредитов с просрочкой, выданных в январе 2015 г., выросла до 11% (см. график), подсчитало ОКБ. Это самое высокое значение с 2012 г., отмечает заместитель гендиректора ОКБ Николай Мясников.

Банкиры заверяют, что с качеством не все так плохо. По опыту Росбанка более 95% таких клиентов свою просрочку гасят, говорит директор департамента розничных кредитных рисков Ольга Махова: «Мы не видим критического ухудшения выдач 2015 г.».

В начале года после резкого повышения ключевой ставки большинству розничных банков пришлось увеличить ставки по кредитам. Кредиты по более высоким ставкам, как правило, берут клиенты с более высокой степенью риска, поэтому уровень дефолтов увеличивается, констатирует представитель «ХКФ банка». «Мы наблюдали эту тенденцию, – признает он. – Но благодаря повышению требований к заемщикам нам удалось нивелировать негативное влияние этих факторов, только 7% кредитов, выданных в январе, вышли на просрочку 1+ в течение трех месяцев».

Кредиты не стали портиться быстрее, однако их качество не улучшается, уверяют банкиры

ОКБ сдают кредитные истории более 500 банков, включая Сбербанк, сведения о заемщиках которого составляют 30% базы бюро (госбанк передает в ОКБ все истории своих частных клиентов). Всего ОКБ охватывает примерно 90% банковского рынка.

Доля просроченных кредитов в июле почти достигла уровня 18% (это более 12,7 млн кредитов), а объем просроченной задолженности в портфелях банков превысил 970 млрд руб. При малейшем ухудшении макроэкономической ситуации в стране этот показатель будет расти дальше, считает он.

Во многом на рост долгов повлиял январский спад на рынке кредитования, когда количество новых выдач сократилось вдвое по сравнению с декабрем 2014 г., говорит Мясников: тогда банки с консервативной кредитной политикой сократили кредитование в 4–5 раз или временно приостановили его. Другие резко повышали ставки по кредитам вслед за ключевой ставкой ЦБ. Кредитование клиентов с открытого рынка возобновили в марте – июле многие банки, напоминает он: но хорошие клиенты с улицы уже практически закончились.

В Банке Москвы просрочка по кредитам, выданным в 2015 г., меньше, чем по кредитам прошлого года, говорит директор департамента дистанционного обслуживания и продаж банка Иван Пятков. Он связывает это с тем, что банк не приостанавливал розничное кредитование и сумел привлечь с рынка качественных клиентов, когда другие игроки повышали ставки по кредитам или перестали их выдавать.

Ярко выраженных трендов к ухудшению или улучшению качества поведения существующих заемщиков не наблюдается, говорит начальник управления портфельного анализа розничного бизнеса «ВТБ 24» Марина Клочкова. Пресс-служба Сбербанка от комментариев отказалась. Уровень просрочки по потребкредитам, выданным Райффайзенбанком в I квартале 2015 г., на порядок ниже цифр ОКБ, настаивает начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка Станислав Тывес: «Мы не видим ухудшения качества выдач».

«Кредиты, выданные в I и II кварталах 2015 г., по нашему мнению, пока являются «невызревшими», поэтому анализировать качество обслуживания кредитов стоит, исходя из просрочки свыше 30 дней», – считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Доля технической просрочки здесь возможна, но, как правило, данные коррелируют даже с долей просроченной задолженности 90+, особенно в кризисный период, не соглашается аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Если раньше просрочка возникала, потому что плохие заемщики просачивались через скоринг, то сейчас и хорошие заемщики перекредитованы и, даже если по скорингу они проходят, то по прошествии нескольких месяцев они теряют работу или у них сокращается реальный доход, объясняет он. Сейчас дело не в стандартах банков по выдаче кредитов, заемщики беднеют, им нечем платить, резюмирует он.

В 2015 г. возвращать кредиты будет сложнее, поэтому Васильев ждет, что в III квартале требования к заемщикам снова ужесточатся, а объемы кредитования снизятся. По словам Мясникова, на это повлияет и ограничение предельных ставок по кредитам, вступившее в силу с 1 июля. Банки теперь будут лишены возможности компенсировать потери от плохих клиентов за счет процентного дохода в наиболее высокорисковых сегментах кредитов наличными и кредитных карт.