Пути европейских и американских банков разошлись

Шанс оставаться глобальными есть только у банков США, и европейские конкуренты уже видят в этом угрозу
В первом полугодии Deutsche Bank, Credit Suisse, Barclays (на фото) и UBS заработали меньший доход в инвестбанкинге, чем три года назад
В первом полугодии Deutsche Bank, Credit Suisse, Barclays (на фото) и UBS заработали меньший доход в инвестбанкинге, чем три года назад / М. Блинов / для Ведомостей

За последние пять лет акции JPMorgan Chase, Bank of America Merrill Lynch (BAML), Citigroup, Goldman Sachs и Morgan Stanley подорожали в среднем на 45%, а совокупная капитализация банков выросла на $254,6 млрд. За то же время акции европейских Barclays, Credit Suisse, Deutsche Bank, UBS и Royal Bank of Scotland в среднем снизились на 17%. Их совокупная капитализация, впрочем, хоть и достаточно скромно, но увеличилась – на $9,5 млрд.

Уолл-стрит представляет «огромную угрозу» для европейских инвестбанков, предупреждает председатель совета директоров Barclays Джон Фарлейн. Еще недавно европейские банки перекупали таланты, расширяли операции в США и Азии и открывали трейдинговые залы в Стэмфорде (штат Коннектикут). Сейчас эти офисы пустуют – тоже из-за ухода европейцев. «Мы должны сокращать баланс», – говорит Джон Крайан, недавно занявший пост согендиректора Deutsche. По его словам, банк уйдет из некоторых стран.

Американские банкиры спешат воспользоваться ситуацией. «Очевидно, что в других частях света потрясений больше, чем в США, – говорит гендиректор Morgan Stanley Джеймс Горман, – и есть потенциал для увеличения нашей доли рынка». «Мы видим потенциал от реструктуризации европейских банков», – признает и финдиректор Goldman Харви Шварц.

В первом полугодии Deutsche Bank, Credit Suisse, Barclays и UBS заработали меньший доход в инвестбанкинге, чем три года назад, тогда как JPMorgan, Goldman, BAML, Morgan Stanley и Citigroup свою долю увеличили, показывают данные Dealogic.

В 2013–2014 гг. доходы европейских инвестбанков в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке сократились на 18% до $23,7 млрд, тогда как доходы их конкурентов из США снизились лишь на 2% до $26,2 млрд (данные исследовательской фирмы Coalition).

По оценке Morgan Stanley, у большинства европейских инвестбанков рентабельность активов вдвое ниже, чем у банков США. Из-за этого страдает и рентабельность капитала (ROE), по которому акционеры судят о работе банка. В 2014 г. у европейских банков ROE составил 2,9%, у банков США – 6,1% (данные FactSet). Расплачиваться приходится гендиректорам – за последние месяцы у Barclays, Credit Suisse и Deutsche сменились руководители.

Еще части конкурентных преимуществ европейские банки лишились из-за новых правил ЕС, ограничивающих бонусы банкиров двумя годовыми зарплатами. В США таких ограничений нет.

Конкурировать в трейдинговом бизнесе, где риски всегда сопровождают высокие вознаграждения, европейским банкам будет еще труднее. «Отчасти смена стратегии будет заключаться в сокращении трейдинга некоторыми крупными европейскими игроками», – отмечает аналитик Nomura Holdings Стивен Чубак.

Даже банкам Уолл-стрит сейчас в инвестбанковском бизнесе непросто. В I квартале, который традиционно для них самый насыщенный, пять крупнейших банков увеличили доход от торговли облигациями, валютами и сырьем на 7%, а во II квартале – снизили на 9% (данные Deutsche). Результаты европейских банков во II квартале совпали с ожиданиями аналитиков, а также с трендами США: доходы от сделок с акциями несколько сгладили потери от торговли долговыми бумагами. Тем не менее топ-менеджеры Barclays, Deutsche и Credit Suisse дают понять, что реструктуризация инвестбанковского бизнеса еще далека от завершения.

На вопрос, не лишают ли инвестбанки США европейских банкиров ужина, председатель совета директоров Barclays Джон Макфарлейн ответил: «Лишают, и с большим успехом». Только банки США, по его словам, «имеют шанс быть действительно глобальными и успешными».

WSJ, 30.07.2015