Фьючерсные рынки сигнализируют об окончании эпохи высоких цен на нефть

Контракты на поставку нефти WTI в декабре 2016 года впервые опустились ниже $60 за баррель
Hasan Jamali
Hasan Jamali / AP

В течение нескольких месяцев в этом году казалось, что худшее для нефтяного сектора, пережившего обвал цен с июня 2014 г. по январь 2015 г., уже позади. Но на этой неделе, если судить по котировкам долгосрочных фьючерсов, такое ощущение исчезло. Иран может увеличить экспорт нефти благодаря достижению соглашению по ядерной программе, Саудовская Аравия и Ирак добывают нефть в рекордных объемах, в США нефтедобытчики снова увеличивают число работающих буровых установок на сланцевых месторождениях, при этом рост спроса на топливо в Китае замедляется. В результате цены фьючерсов на поставку нефти WTI в декабре 2016 г. опустилась ниже $60 за баррель, рекордно низкого уровня для этого контракта. Для сравнения: после финансового кризиса по 2014 г. его стоимость менялась в пределах $80–100.

Хоть фьючерсные рынки не позволяют давать точные прогнозы, снижение цен на этот и другие долгосрочные контракты дают возможность предположить, что эпоха высоких цен на нефть закончилась. Количество обращающихся контрактов с поставкой в декабре 2016 г. увеличилось, несмотря на снижение их стоимости. Это может означать, что нефтепроизводители пессимистично оценивают долгосрочную ситуацию и готовы продавать будущие поставки по низким ценам.

Падение фьючерсных цен привело к сокращению долгосрочных инвестиций в увеличение нефтедобычи – от Канады до Бразилии. Поэтому в конечном счете цены могут вырасти, если по каким-либо причинам, от революции на рынке электромобилей до новой глобальной рецессии, не будет подорван мировой спрос. Тем не менее Международное энергетического агентство в недавнем докладе предупреждало, что «рынок, возможно, еще не достиг дна».

В ожидании этого дна многие инвесторы вряд ли будут покупать фьючерсы и другие срочные инструменты. Дилеры, работающие с крупными инвесторами на сырьевом рынке, «по-медвежьему» оценивают его перспективы. По прогнозу Goldman Sachs, баррель нефти WTI в октябре будет стоить $45, а специалисты Pimco, управляющие сырьевыми активами на $20 млрд, говорят, что соглашение с Ираном, которое должно вернуть на мировой рынок его нефть, в долгосрочной перспективе не даст ценам подняться.

Ситуация с ценными бумагами нефтяников не намного лучше. По данным Dealogic, нефтегазовые компании в первой половине 2015 г. разместили акции на $21,8 млрд и облигации на $55,7 млрд. В течение нескольких дней в апреле котировки акций энергетических компаний даже росли быстрее индекса широкого рынка S&P 500, но оптимизм инвесторов иссяк. «Еще месяц назад на рынке складывался консенсус, что будет V-образное восстановление цен на нефть, – говорит Билл Херберт из специализирующегося на энергетике инвестбанка Simmons & Co. – Теперь сценарий полностью изменился. Цены на нефть будут двигаться в боковике гораздо дольше».

В такой ситуации акции вертикально интегрированных компаний, таких как ExxonMobil и Chevron, более привлекательны для инвесторов, учитывая их крепкий баланс, более высокие дивиденды и страховку от снижения цен в виде нефтепереработки, чем бумаги компаний, занимающихся собственно добычей, включая ConocoPhillips, EOG Resources и Anadarko Petroleum. Но Пол Сэнки из Wolfe Research считает стоимость их акций слишком высокой по отношению к прибыли. Привлекательными выглядят нефтеперерабатывающие компании, такие как Valero и Tesoro, но есть риск, что избыток нефти приведет к избытку нефтепродуктов. Кроме того, американские нефтепереработчики опасаются возможной отмены запрета на экспорт нефти из США, который дает им дополнительное преимущество на мировом рынке.

На рынках облигаций Скотт Майнерд из Guggenheim Partners делает ставку на бумаги энергетических компаний со спекулятивным рейтингом, цена которых заметно ниже номинала, а доходность в среднем составляет 8,8%. «Главное – различать хорошие и плохие долги», – написал Майнерд в отчете.

Перевел Алексей Невельский