Обвал на китайских биржах не испугал иностранных инвесторов
Центробанки и суверенные фонды многих стран могут купить местные бондыЮкка Пилман, отвечающий в Standard Chartered за работу с центробанками и суверенными фондами, хотел в среду взять отгул, но не тут-то было. Накануне Народный банк Китая (PBC) решил упростить иностранным институциональным инвесторам доступ на рынок межбанковской торговли облигациями.
Китай хочет, чтобы МВФ включил юань в список резервных валют наряду с долларом, иеной, евро и британским фунтом. По оценке Standard Chartered, инвестиции в юанях – обычно это депозиты и бонды – есть у 60 центробанков. На конец апреля $107,5 млрд валютных резервов было номинировано в юанях. Но если раньше, чтобы получить квоту на сделки с китайскими бондами, нужно было потратить несколько месяцев, а то и год, говорит Пилман, то теперь требуется лишь заполнить форму на пару страниц, чтобы зарегистрироваться в PBC.
Если китайские власти продолжеат искусственно поддерживать рынок, то, когда он откроется, на нем будет меньше глобальных игроков. Нам нужны эти страшные недели, они делают рынок более устойчивым
На рынке межбанковского кредитования торгуются почти все государственные и корпоративные облигации Китая. Теперь институциональным инвесторам не нужно будет получать одобрения PBC, чтобы совершать сделки с этими инструментами, – достаточно решить, сколько денег они готовы инвестировать. Размер этого рынка составляет $6,1 трлн, дневной оборот – $57 млрд. Сейчас иностранцам, включая центробанки, принадлежит лишь 2% этих облигаций, сообщает Bloomberg. По оценке JPMorgan, за пять лет иностранцы могут инвестировать в этот рынок $500 млрд.
Интерес инвесторов к китайским финансовым инструментам не охладил даже 30%-ный обвал фондового рынка. «Это хуже, чем 2007 г. в США, – говорит основатель Pershing Square Capital Management Уильям Акман, – намного хуже». «Это гораздо масштабнее, чем кризис на рынке subprime», – отмечает и основатель Elliott Management Пол Сингер. Впрочем, глобальных последствий от китайского обвала он не ждет. Аналитики Goldman Sachs тоже полагают, что экономические последствия от кризиса будут ограниченными.
За год, завершившийся 12 июня, индекс Shanghai Composite вырос в 2,5 раза до 5178,19, чтобы к 8 июля рухнуть до 3507,19. Экстренные меры помогли китайским властям остановить обвал, но не добиться роста рынка. Во вторник и среду Shanghai Composite снижался, вчера вырос на 0,5%.
На обвале китайского рынка обожглись хедж-фонды. Азиатский фонд Real Return с $360 млн под управлением (принадлежит лондонской Veritas Asset Management) в июне получил 3% убытка и столько же – за первую неделю июля. Июньский убыток китайского фонда Keywise Capital Management составил 10%, сообщает WSJ.
Хедж-фонды – новички на китайском рынке. Возможность покупать местные акции они получили в ноябре 2014 г., когда Китай открыл доступ иностранцам к шанхайским акциям через гонконгских брокеров. «Ценообразование на китайском рынке – это типичное ценообразование молодого фондового рынка, на котором доминируют неискушенные инвесторы, – предупреждает клиентов хедж-фонд Bridgewater Associates, – его новые участники начинают понимать, что зарабатывать на таких рынках трудно».
По оценке Credit Suisse, лишь треть азиатских хедж-фондов заработала в июне доход, а в среднем убыток составил 1,6%.
С фондового рынка кризис может перекинуться на онлайн-сервисы p2p-кредитования (peer-to-peer – сеть равноправных участников). В Китае более 2000 подобных сервисов, а размер теневого рынка кредитования составляет $6,6 трлн. С этой недели онлайн-сервисам запрещено давать кредиты на покупку акций, и, по оценке Yingcan Group, 1500 из них могут обанкротиться. «Было бы обманом говорить, что сервисы онлайн-кредитования надежны и безрисковы, – говорит гендиректор Dagong Global Credit Rating Гуань Цзятьчжун, – более 90% этих фирм не раскрывают достаточно информации инвесторам, хотя именно им в конечном счете придется нести убытки».-
Использована информация WSJ, FT