Инвесторы стараются теперь не иметь дела со швейцарской валютой
Они не забыли стресс от январского скачка франка и не доверяют местному регуляторуУправляющие фондов, обжегшись на январском скачке франка, перестали работать с этой валютой. С 2011 г. Швейцарский национальный банк (SNB) сдерживал укрепление франка и не позволял ему дорожать более чем до 1,2 евро. Но 15 января он отменил это ограничение, и за несколько часов франк подорожал на 40% и привел в движение и другие валютные рынки.
С этого момента франк перестал быть стабильной валютой для фондов. «Инвесторы очень доверяли SNB до январских событий, но это сыграло против них», – говорит валютный стратег UBS Wealth Management Константин Болц. У UBS Wealth Management, как и у многих других инвесторов, были инструменты, рассчитанные на то, что стоимость франка не изменится, и по ним в январе пришлось фиксировать убыток. После этого больших ставок на изменение курса валют Болц не делал.
Инвесторы стали более осторожными, и волатильность франка снизилась до нуля. Курс стабилизировался на уровне 1,05 франка за евро, а курс к доллару меняется в зависимости от курса евро. Поскольку банки стали считать франк более рискованной валютой, комиссионные за сделки увеличились на 40% (данные брокерской ITG). В последние три месяца, уже после того, как валютный рынок успокоился, оборот торгов франком сократился втрое по сравнению с прошлым годом (данные UBS).
«У риск-менеджеров есть вопросы к франку, – говорит управляющий Millennium Global Investments Ричард Бенсон, – после январского скачка они не могут ничего прогнозировать». По его словам, трудности в оценке рисков по франку и отсутствие определенности на переговорах по Греции удерживали его от того, чтобы открыть позиции на падение франка.
Когда SNB стал сдерживать укрепление франка, рынку это казалось движением в одну сторону: сильная валюта не нужна швейцарской экономике, ориентированной на экспорт, рынок стал играть на падение франка.
SNB отменил привязку франка к евро незадолго до сообщения ЕЦБ о начале новой программы стимулирования экономики (QE). Эта новость способствовала ослаблению евро, и, чтобы удержать франк от укрепления, SNB пришлось бы покупать еще больше евро. Президент SNB Томас Йордан этого делать не стал.
Но несмотря на январский скачок, франк по-прежнему остается надежной гаванью для инвесторов: у Швейцарии сильная экономика и стабильная финансовая система. Инвесторов не смущают даже отрицательные ставки SNB и необходимость доплачивать за депозиты.
В июне, когда рынок готовился к греческому референдуму, инвестиционный спрос на франк был столь высок, что SNB пришлось вмешаться, чтобы не допустить его укрепления. Но он больше не дает публичных обещаний удерживать франк на определенном уровне, что несколько расстраивает инвесторов, тем более что ранее SNB заявлял, что франк переоценен.
«Торговать франком трудно, – отмечает начальник валютного отдела Insight Investment Пол Лэмберт, – с одной стороны у нас центробанк, а с другой – потоки капитала». Он закрыл позиции по франку всего за пару недель до отмены фиксированного курса и больше не делает портфельных инвестиций во франках. Есть менее рискованные пути заработать на росте напряжения на рынке, например за счет продажи валюты развивающихся стран и покупки доллара, отмечает Лэмберт.
WSJ, 14.07.2015