Греческий кризис и обвал китайского рынка не сулят больших потрясений глобальным финансовым рынкам
Из Греции иностранцы успели уйти, а в Китае их не былоМеждународные последствия от событий в Греции и Китае «будут незначительными по сравнению с тем, что произошло в сентябре – октябре 2008 г.», отмечает профессор экономики Брандейского университета Стивен Чеккетти. Если в 2004–2007 гг. трансграничное банковское кредитование росло на 17% в год, то сейчас растет на 0,5% (данные BIS). Происходящее в Греции и Китае больше похоже на кризис ссудо-сберегательных учреждений в США начала 1990-х гг., чем на финансовый кризис 2008 г., говорит Сьюзан Лунд из McKinsey Global Institute: «Это локализованный национальный кризис без больших международных последствий». По оценке Cornerstone Macro, с середины 2012 г. долги греческого правительства и банков в портфелях иностранцев сократились на 86% до 34 млрд евро.
Греческий фондовый рынок всю прошлую неделю был закрыт, но в пятницу паи греческих биржевых фондов (ETF), торгующихся на NYSE Arca, подорожали на 9,2%. «Я бы не торопился праздновать, – говорит главный стратег Pictet Asset Management Лука Паолини, – но сейчас кажется, что Греция останется в еврозоне». Доходность двухлетних суверенных греческих облигаций, в начале недели превышавшая 50%, в пятницу опустилась ниже 30% (данные Tradeweb). Индекс волатильности VIX, или «индекс страха», рассчитываемый чикагской биржей CBOE, в четверг достиг максимума с начала февраля, но в пятницу упал на 16% до 16,83 пункта.
Рынок спекулянтов
Хотя по капитализации китайский фондовый рынок обгоняет многие развитые страны, он остается изолированным. С середины 90-х гг. для иностранцев были доступны акции крупных китайских компаний, торгующиеся в Гонконге, на материковых биржах действовали квоты. Лишь в ноябре 2014 г., когда на фондовом рынке уже несколько месяцев продолжалось ралли, Китай разрешил иностранцам покупать акции компаний, торгующихся в Шанхае, через гонконгских брокеров.
Капитализация компаний, торгующихся в Шанхае, составляет $5,9 трлн, в Шэньчжэне – $4,4 трлн (для сравнения: на NYSE – $19,7 трлн, на Euronext – $3,5 трлн, на Deutsche Boerse – $1,8 трлн). Но если на NYSE за день совершаются сделки на сумму, равную 0,3% капитализации торгующихся компаний, то на китайских биржах этот показатель составляет 3%.
«Все, от переводчиков до водителей такси и специалистов по отношениям с инвесторами, по нескольку раз в час доставали телефоны, чтобы проверить котировки», – рассказывает портфельный управляющий M&G Investments Мэтью Вайт о поездке в Китай в марте. «На этом рынке доминировали розничные инвесторы, в большинстве своем спекулянты», – отмечает он. После того как китайское правительство разрешило индивидуальным трейдерам совершать сделки с кредитным плечом, размер маржинальных кредитов увеличился впятеро до $365,1 млрд.
Коррекция на китайском рынке началась 12 июня, за три недели рынок потерял более $3 трлн капитализации. Буквально за день до начала коррекции MSCI не стала включать китайские акции в индекс MSCI Emerging Markets, на который ориентированы фонды с $1,5 трлн под управлением.
Сильнее всего при падении рынка обожглись розничные инвесторы. 25-летний Аарон Чжан говорит, что его потери «сопоставимы с ценой BMW MiniCooper». Но продавать акции он не торопится: «Я верю в [председателя КНР] Си Цзиньпина и [премьера] Ли Кэцяна и думаю, что 6000 и 8000 для Shanghai Composite – это не фантазия». В пятницу индекс закрылся на отметке 3877,8. «Я потеряла две трети денег, – говорит 80-летняя женщина, инвестировавшая в акции $3200, – мне эти деньги очень нужны». «Газеты столько писали, что индексы будут больше 5000 и 6000, все они врали», – добавляет она.
В апреле газета коммунистической партии People’s Daily писала, что «4000 для Shanghai Composite – это лишь начало». Когда индексы снизились на 20%, государственная Asset Management Association утверждала, что это прекрасная инвестиционная возможность.
Китай ищет виновных в обвале
Министерство общественной безопасности начало расследование в отношении 10 участников рынка по подозрениям в «злонамеренных» коротких продажах голубых фишек, сообщила China Securities Journal. Замминистра Мэн Цинфэн возглавил рабочую группу, изучающую, как «трейдинговые фирмы занимались незаконным манипулированием», сообщает агентство «Синьхуа».
Благодаря усилиям китайских властей – они снизили ставки, заморозили IPO, создали стабфонд и начали вливание капитала в государственные инвестфонды – Shanghai Composite за четверг – пятницу прибавил 10,6%, Shenzhen Composite – 4,1%. Но 1400 компаний, или примерно половина китайских публичных компаний, пока не возобновили торги акциями. «Нас беспокоят два побочных эффекта, – комментирует стабилизационные меры главный экономист по Китаю Credit Suisse Вэй Яо. – Во-первых, перекладывание риска с розничных инвесторов на финансовые институты, что увеличивает системные риски, во-вторых, ограничение коротких продаж и приостановление торгов лишь отсрочивают момент, когда риски выявятся полностью».-
Использована информация WSJ, FT