Центробанк научит корпорации хеджировать валютный риск
Для этого он обяжет их отчитываться о сделках с финансовыми инструментамиБизнес должен научиться хеджировать валютные риски, заявляла председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу «Россия 24» на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Учить бизнес собирается Центробанк.
Он обяжет корпорации отчитываться в репозитарий о деривативах (своп, форвард и опцион) с апреля 2016 г., рассказала директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская. Это нужно для того, чтобы видеть сделки с нерезидентами, уточнила она. ЦБ еще не решил, обяжет он давать информацию только крупнейшие корпорации или все, но о крупных сделках, добавил директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев.
Если ЦБ будет узнавать об этих сделках не раз в год из отчетности компаний, а в оперативном режиме, он сможет провести консультации с финансовой дирекцией корпорации на предмет осознания «возможных последствий от больших объемов (сделок), или пороговой устойчивости, или надежности контрагентов», рассказал Моисеев, добавив, что «ЦБ может зайти и через банк». Если и это не сработает, «есть правительство, как собственник, который может через своих представителей в набсоветах решить, какой уровень риска может принимать компания».
Сделки с деривативами в прошлом году принесли некоторым российским компаниям крупные убытки. Например, «Еврохим» потерял $527 млн в основном на валютных форвардных контрактах и кросс-валютных процентных свопах, следует из его отчетности. Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) просила правительство и ЦБ «обратить внимание на ситуацию с убытками «Транснефти» от операций с производными финансовыми инструментами на валютном рынке в размере 75,3 млрд руб.» в 2014 г. (около $2 млрд по среднегодовому курсу). АПИ приводит примеры 10 крупных убытков с производными финансовыми инструментами в мире с 1993 по 2012 г. Рекордный убыток у Morgan Stanley (США) – $9 млрд в 2008 г., замыкает десятку Showa Shell Sekiyu (Япония) – $1,5 млрд.
Большой отчет
113200 сделок на 151,6 трлн руб. зарегистрировано в НРД за пять месяцев. Из них 77 000 сделок – по необязательным видам, в том числе форварды на валюту, товары и ценные бумаги, процентные, товарные и кредитно-дефолтные свопы, сделки купли-продажи ценных бумаг и сложноструктурированные продукты, товарные и валютные опционы. Всего к репозитарию подключились 1172 профучастника.
Представитель «Транснефти» заверил, что в настоящее время «таких сделок нет и не планируется». Он не видит проблем в том, что придется отчитываться о деривативах.
ЦБ не видит весь внебиржевой рынок, представители регулятора не раз заявляли, что для обеспечения финансовой стабильности им нужна эта информация. «Желание ЦБ видеть весь рынок понятно, убытки корпораций в 2014 г. по деривативам для него оказались сюрпризом», – констатирует Сергей Романчук из Металлинвестбанка.
Такая отчетность корпораций – общемировая практика, говорит член совета директоров НАУФОР Денис Соловьев. Более того, во многих странах пруденциальный надзор введен не только для банков, но и для корпораций, говорит Моисеев. Чайковская пообещала дать корпорациям минимум полгода на подготовку к отчетности: учитывая, что профучастники уже начали отчитываться о сделках, к апрелю инфраструктура репозитария будет отлажена, и она не ожидает проблем.
Сейчас в России работают два репозитария: Национальный расчетный депозитарий (НРД) и депозитарий Санкт-Петербургской биржи. С ноября прошлого года профучастники и банки отчитываются о сделках репо и валютный своп в репозитарий. С 1 октября станет обязательной отчетность по всем сделкам с производными финансовыми инструментами – форвардам, опционам и свопам. Правда, по двум обязательным отчетностям регулятор пока не получает полной информации – часть сделок участники торгов разбивают на две, выводя из-под требований регулятора. ЦБ намерен сделать обязательным отчет всех сделок.
В подготовке статьи участвовала Галина Старинская