2,1 млрд евро забрали греческие вкладчики из банков в пятницу
Они боятся, что местные банки в любой момент могут закрытьсяДоротея Ламброс, 58-летняя афинская чиновница, в пятницу забрала все свои накопления – 38 000 евро – из греческого банка, чтобы перевести их в HSBC, рассказала она Bloomberg. Но Ламброс не повезло: она пришла слишком поздно и не успела открыть вклад в британском банке. Оставлять деньги в греческом банке она не рискнула, опасаясь, что сегодня он может уже не открыться.
«Мы думали, что все ужасы в прошлом, что теперь мы нормальная страна, – говорит 78-летний инвестбанкир Панагис Вурлумис. – Но сейчас мы живем одним днем, и этот день – худшее из того, что я видел» (цитата по Bloomberg).За ноябрь – апрель депозиты в греческих банках сократились на 20% до 140 млрд евро (данные Банка Греции). За прошлую неделю вкладчики забрали 4,2 млрд евро, в том числе 1,2 млрд евро в пятницу. «Сегодня было труднее, чем вчера, – говорил в пятницу Reuters греческий банкир. – И в понедельник, судя по всему, будет непросто».
Цена эйфории
Греция стала членом ЕС в 1981 г. и начала сильно увеличивать пенсии, зарплаты чиновникам и инвестиции в инфраструктуру. «Это была всеобщая эйфория, можно было получить работу в правительстве, а цены на недвижимость безудержно росли, – рассказал Bloomberg инвестбанкир Панагис Вурлумис. – А потом, когда начался кризис на рынке европейского долга, все стало ясно: наша экономика построена на протекционизме и кредитах».
Сегодня в Брюсселе пройдет саммит глав государств и правительств еврозоны, на котором будет обсуждаться проблема греческого долга. 30 июня Греция должна выплатить МВФ 1,54 млрд евро по первой программе помощи, выделенной ей в 2010 г., либо объявить себя банкротом. «Я не уверен, что смогу сообщить что-то сенсационное или новое в понедельник», – предупреждает немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле. На прошлой неделе член управляющего совета ЕЦБ Бенуа Кёр говорил, что у него нет уверенности, что греческие банки сегодня смогут продолжить работу.
Если Греции не удастся договориться с кредиторами, это может стать «началом болезненного развития событий, которые приведут сначала к дефолту Греции, а в конечном итоге – ее выходу из еврозоны и, по всей видимости, из ЕС», полагает председатель Банка Греции Яннис Стурнарас. Если не будет хотя бы понимания политиков о дальнейших шагах, греческие банки довольно быстро останутся без инструментов, которые могут служить залогом для получения кредитов ЕЦБ, и тогда им придется ввести ограничения на вывод капитала, полагают аналитики JPMorgan.
Международные рынки капитала для Греции закрыты (доходность ее 10-летних облигаций составляет 12,4% годовых), поэтому местные банки сейчас живут за счет программы экстренного предоставления ликвидности (ELA) ЕЦБ. На прошлой неделе ЕЦБ дважды увеличивал ее – на 1,1 млрд в среду и на 1,8 млрд евро в пятницу до 86 млрд евро. По оценке KBW Research, крупнейшие греческие банки – National Bank of Greece, Alpha, Piraeus и Eurobank – к середине мая взяли у ЕЦБ 110 млрд. Ожидается, что после саммита ЕЦБ снова пересмотрит лимит.
На балансах четверки крупнейших банков 15 млрд евро греческих суверенных облигаций, и, если Греция не сможет расплатиться с МВФ, стоимость этих бумаг сильно упадет и банки не смогут их использовать в качестве залогов в ЕЦБ. В этом случае Греции придется выбирать меньшее из зол: рекапитализировать банки на деньги вкладчиков, как это делал Кипр в 2013 г., либо переходить на собственную валюту, чтобы напечатать новые деньги и обеспечить банки ликвидностью.
Использована информация FT