25 млрд рублей – такова дыра в капитале банка «Транспортный»
Большая часть кредитного портфеля приходится на необеспеченные кредиты структурам собственников банкаПредварительная оценка недостачи активов банка «Транспортный» составляет 25 млрд руб., сообщил зампред ЦБ Михаил Сухов. Проверка банка, проведенная сотрудниками ЦБ в январе, показала существенную недооценку риска, рассказал зампред ЦБ Василий Поздышев. Банку было выставлено требование по досозданию резервов, а в феврале регулятор ввел ему ограничение на прием вкладов.
«Банк увеличил капитал путем получения финансовой помощи от собственника, покрыл резервы увеличением капитала и, несмотря на ограничение, продолжал собирать вклады», – сказал Поздышев. После этого ЦБ вновь начал проверку «Транспортного» – по более широкому кругу активов, – в результате которой банк был вынужден отразить полный объем резервов и показать отрицательный капитал.
Страховой случай «Транспортного» (ЦБ отозвал лицензию с 20 мая) опустошил фонд страхования вкладов. Объем страховых выплат вкладчикам банка «Транспортный» будет близок к 40 млрд руб., указывал заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников. Сопоставимая сумма находилась в середине мая в фонде АСВ – примерно 42,3 млрд руб.
«Транспортный» агрессивно привлекал вклады: за январь – февраль банк нарастил вклады на 17,5 млрд руб. (+82%), к маю у него было 38,7 млрд руб.
Деньги населения привлекались под высокие ставки, что не позволило банку найти инвесторов. «Получив предписания ЦБ, банк действительно находился в поиске инвесторов, – рассказывает человек, близкий к регулятору. – Но всех отпугивал депозитный портфель «Транспортного» – почти 20 млрд руб. вкладов под 20% годовых. Инвесторы не захотели вешать на себя такие обязательства».
При этом взять с банка почти нечего. На начало мая активы «Транспортного» составляли, по данным российской отчетности, 52 млрд руб. (99-е место), из них кредитный портфель – 38,6 млрд. Но «единственные живые активы» банка – это средства, которые «Транспортный» держал в ЦБ, говорит человек, близкий к регулятору. Это всего 8,5 млрд руб., следует из оборотной ведомости банка. Доля кредитов рыночным клиентам «очень несущественна», говорит собеседник «Ведомостей».
Дыра в 25 млрд – «это в основном кредиты связанным сторонам, собственникам банка, по которым фактически не было обеспечения», говорит человек, близкий к регулятору.
У «Транспортного» было пять акционеров, основной – председатель совета директоров банка Александр Мазанов (61% капитала). Еще 7,26% принадлежит Олесе Серебренниковой, по 12,5% кипрским Arcadua Ltd. и Herlee Trading Ltd. и 6,5% кипрской Neostalco Ltd.
«Есть крупные кредиты, выданные группе физлиц, которые, по словам руководства банка, владеют месторождением соли в Нижегородской области, и в случае проблем у заемщиков руководство банка «рассчитывает на это месторождение», – описывает собеседник «Ведомостей» состав портфеля. Другой крупный необеспеченный кредит выдан компаниям, занимающимся кораблестроением в Голландии. Мазанов значится владельцем судостроительной верфи Icon в Харлингене (Нидерланды), сообщало в августе 2014 г. нидерландское издание Quote.
Связаться с Мазановым вчера не удалось. Представитель «Транспортного» был недоступен для журналистов.