«Росгосстрах» – лидер рынка ОСАГО временно остался без лицензии
Регулятор ограничил ее из-за многочисленных нарушений при продажах полисов«Росгосстрах» не предоставлял клиентам законную скидку за безаварийную езду – не применял коэффициент бонус-малус, который учитывается при расчете стоимости полиса, необоснованно отказывал в продаже ОСАГО и навязывал дополнительные услуги, перечислены в сообщении ЦБ «массовые нарушения», из-за которых регулятор ограничил лицензию.
Решение регулятора вступит в силу после опубликования в «Вестнике Банка России», в пресс-службе ЦБ уточнили, что оно планируется 27 мая. Это значит, что с сегодняшнего дня компания не сможет продавать полисы ОСАГО, но обязана урегулировать убытки по старым договорам. ЦБ обещает контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО.
С 1 апреля в ЦБ поступило более 2300 жалоб на «Росгосстрах». С начала года компания получила от Центробанка 385 предписаний (не все устранены). В отношении компании вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности за отказ в ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.
Гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров отказался от комментариев. Для компании решение ЦБ «явилось полной неожиданностью», так как изложенные претензии ЦБ «всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений», говорится в комментарии пресс-службы «Росгосстраха».
ЦБ, впрочем, настроен решительно – несколько страховщиков рассказали «Ведомостям», что в прошлую пятницу и вчера в ЦБ прошли встречи с крупными компаниями: на первой зампред ЦБ Владимир Чистюхин «неожиданно жестко» высказал недовольство невыполнением крупными страховщиками обещания в обмен на повышение тарифов продавать полисы в регионах без навязывания клиентам ненужных услуг. А вчера Чистюхин объявил о решении и предупредил, что если страховщики не обеспечат качественный сервис по всей стране, то последуют за «Росгосстрахом».
О том, что автовладельцы жалуются на «Росгосстрах», сообщала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По ее данным, в прошлом году поступило 7000 жалоб, львиная доля из которых приходится на эту компанию. Нагрузка к полису может стоить до 5000 руб., сетовал представитель службы.
Работа над ошибками
В начале года компания пошла на беспрецедентное на рынке страхования решение и ввела период охлаждения по договорам добровольного страхования – клиенты получили возможность вернуть страховку и получить все деньги обратно, говорится в комментарии «Росгосстраха», ведется систематическая работа со всем 100-тысячным персоналом, включая агентов, с требованием о тотальном соблюдении законности при продажах.
Владелец компании Данил Хачатуров называл обязательную продажу дополнительных полисов инициативой самих агентов: «Так как по ОСАГО комиссионное вознаграждение платить мы больше не можем <...> конечно, они стараются максимально продвигать этот продукт» (цитата по «Прайму»; вчера Хачатуров от комментариев отказался). Сотрудники компании ссылались на внутренний приказ, в соответствии с которым продавать полис ОСАГО можно только совместно с полисом «РГС-Фортуна «Авто» (от несчастного случая) и другими полисами добровольного страхования, отмечала ФАС.
Такая политика помогла «Росгосстраху» увеличить долю рынка. В прошлом году его сборы росли быстрее рынка – 27,2% против 9,2%. Половину из собранных компанией 142,8 млрд руб. обеспечили ОСАГО и каско – 52,6 млрд и 28,2 млрд руб. соответственно. При этом у компании один из лучших показателей эффективности: комбинированный коэффициент убыточности – всего 91% при среднем по рынку примерно 100%.
На этот год у компании еще более амбициозные планы: увеличить сборы до 200 млрд руб., или на 40%, говорил недавно Хачатуров сотрудникам. Компания, следует из его слов, будет увеличивать сборы в ОСАГО, усиливая автогражданку добровольными видами, бороться за лидерство в автокаско. «Росгосстрах» единственный среди крупных игроков установил минимальный тариф по ОСАГО в большинстве регионов, объясняя это социальной ответственностью.
Решение ЦБ стало неожиданным для рынка. «Мы не ожидали такого, – признается гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. – Теоретически ограничение лицензии не должно сказаться на финансовом состоянии компании, страховщики живут не с новых поступлений. Но это тяжелая ситуация». Эта история, по его мнению, фундаментально меняет рынок: «Главное – чтобы не было никаких накладок, очередей, иначе это негативно отразится на рынке. Несмотря на то что сейчас у каждой компании есть собственные интересы, интересы рынка должны быть поставлены во главу угла».
ЦБ предупредил, что «в ряде регионов уделит повышенное внимание ситуации с доступностью услуги ОСАГО», а также продолжит диалог с РСА, чтобы стабилизировать рынок ОСАГО.
Сейчас основная задача – не допустить дискредитации всей системы ОСАГО, согласен гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков: «ЦБ должен провести разъяснительную работу с рынком. Надеюсь, что «Росгосстрах», как ответственный игрок, будет урегулировать убытки по уже проданным полисам».
«Думаю, что компания быстро устранит все нарушения и ЦБ снимет ограничение, – надеется сотрудник рейтингового агентства. – На этот период ей хватит средств, чтобы платить по действующим полисам».