Спустя пять лет после flash crash США не придумали, как защищаться от обвалов

Денег выделяется мало, система мониторинга не создана
Flash crash  ничему не научил
Flash crash ничему не научил / H.Abrams / AP

Мы не имеем возможности заниматься этими вопросами на регулярной основе, – сообщил конгрессу председатель Комиссии по срочной биржевой торговле США (CFTC) Тимоти Массад. – Даже некоторые клиринговые палаты и биржи мы не можем посетить хотя бы раз в год, это большая проблема» (цитата по Bloomberg).

Массаду пришлось выступать в конгрессе в связи с арестом трейдера Навиндера Сингха Сарао, которого считают причастным к flash crash – обвалу 6 мая 2010 г., когда за несколько минут фондовый рынок США потерял $1 трлн. Массад жалуется на скудное финансирование: с $250 млн бюджета CFTC не может уследить за рынком свопов на $700 трлн.

Flash crash  ничему не научил

Не лучше положение с системой Consolidated Audit Trail (CAT), которая должна помочь регуляторам следить в реальном времени за заявками на покупку/продажу акций и производных. За CAT отвечают 10 компаний, включая NASDAQ OMX, Intercontinental Exchange и NYSE, но они пока так и не выбрали организацию, которая создаст эту систему. Пока нет консенсуса, как будет оплачиваться этот проект, расходы на который в первые пять лет работы составят $150–500 млн.

«Flash crash поднял серьезные вопросы о стабильности наших рынков и выявил фундаментальную слабость системы регулирования, – возмущается сенатор Марк Уорнер. – В голове не укладывается, что создание CAT откладывается раз за разом!»

Сарао, экстрадиции которого добиваются США, виновным себя не признает. «Я ничего не нарушил – кроме того, что добился успехов в работе», – заявил он в лондонском суде. США утверждают, что Сарао манипулировал рынком фьючерсов: он делал большое количество заказов и мгновенно аннулировал их. Судья Элизабет Роскоу отказалась сократить сумму залога для Сарао – 5 млн фунтов ($7,6 млн). «Я считаю, что если отменить залог, то нет гарантий, что вы появитесь в суде», – заявила Роскоу. По данным властей США, Сарао в 2010–2014 гг. заработал $40 млн, но все его активы заморожены, и внести залог он не может. Минюст США подал к Сарао уголовный иск, CFTC – гражданский.

Использована информация WSJ