Спустя 15 лет после краха рынка доткомов NASDAQ Composite установил новый рекорд

Будет ли новый обвал? Эксперты полагают, что нет, поскольку рынок сильно изменился
Индекс NASDAQ обновил рекорд 2000 г./ Bloomberg

NASDAQ Composite в четверг закрылся на отметке 5056,06, побив рекорд марта 2000 г. – 5048,62. Прошлый рекорд обернулся обвалом на рынке доткомов, и индекс рухнул на 78% (см. график). Тогда в будущее этого рынка инвесторам верилось с трудом. «Все думали, что начинается новая эра», – говорит стратег Wells Capital Management Джеймс Полсен.

Голубые фишки, входящие в NASDAQ, вновь дорожают. Но теперь в моде другие компании. Apple и Google превратились в глобальных гигантов. Microsoft, Oracle и Cisco Systems платят дивиденды, чего не было в 90-е гг. Apple, прекратившая платить дивиденды в 1995 г., возобновила их в 2012 г.

Хотя и сейчас на NASDAQ есть переоцененные компании и этот рынок волатилен, он менее рисковый, чем 15 лет назад. В 2000 г. компании, торгующиеся на NASDAQ, стоили в 175 раз больше их годовой прибыли, сейчас – в 30 раз (данные Birinyi Associates). «NASDAQ совсем другой, чем был в 2000 г., – отмечает стратег TIAA-CREF Asset Management Дэниэл Моррис, – главное различие – в стоимости компаний».

Во время бума доткомов в моде были компании без внятной бизнес-модели, например Pets.com и социальная сеть TheGlobe.com. В 1998 г. в первый день торгов акции TheGlobe подорожали в 7 раз, но компания с трудом пережила кризис 2000 г. и в 2008 г. прекратила почти все операции. Pets.com торговать с прибылью так и не научилась и закрылась в 2000 г.

Apple и Microsoft (1-е и 3-е места по капитализации на NASDAQ) торгуются с мультипликатором 17, это среднее значение для крупных компаний США. У Google (2-е место) мультипликатор – 27, у Intel (7-е) – 13,5, это ниже среднего. Большой мультипликатор у Facebook (4-е место) – 74, он оправдан только в случае дальнейшего быстрого роста.

В 2000 г. Пол Микс работал в паевом фонде Merrill Lynch – Internet Strategies и управлял портфелем с акциями доткомов на $7 млрд. «Нам тогда был ураганный ветер в спину», – вспоминает он. В 1999 г. NASDAQ Composite вырос на 86%. Но Merrill угораздило открыть Internet Strategies всего за несколько дней до рекорда NASDAQ и обвала.

Микс был звездой: почти ежедневно он выступал по телевидению с рекомендациями акций, у него частенько просили автограф. Но три месяца спустя NASDAQ снизился на 60%, активы Internet Strategies подешевели на 71%. Когда осталось $114 млн активов, Merrill передал их другому фонду, фактически закрыв Internet Strategies. В 2002 г. Микс уволился из Merrill: «На мои лекции собирались сотни человек, а потом я превратился в козла отпущения, хотя никогда не был столь умным, каким они себе представляли, и таким идиотом, как они себе представляли». Микс сожалеет, что Internet Strategies открылся на пике рынка, но он инвестировал в фонд и разделил потери с остальными инвесторами.

После ухода из Merrill Микс учредил аналитическую фирму, затем – хедж-фонд, который закрылся через несколько лет. Одновременно он преподавал основы финансов в военном училище The Citadel и Университете Чарльзтауна, а в выходные подрабатывал экскурсоводом.

Последние три года Микс работает в Saturna Capital ($4 млрд) и управляет фондом Sextant Growth с $48 млн. В его портфеле есть акции высокотехнологических компаний, включая Apple, Microsoft и Facebook. Главный урок, который Микс вынес из кризиса доткомов, в том, что нельзя преуменьшать значения финансовых показателей. Сейчас для компаний, проводящих IPO, планка выше, отмечает он, приводя в пример китайского интернет-ритейлера Alibaba: «Если бизнес не генерирует доход, то это не бизнес». Но в числе его нынешних фаворитов также производитель крепежа Fastenal и Delta Air Lines.

Он видит, что и сейчас есть акции, например, компаний, занимающихся кибербезопасностью и облачными технологиями, которые растут слишком быстро. «Всегда есть темы, в которые все пытаются запрыгнуть, и возникает столпотворение, – отмечает он, – это происходит и сейчас, но реже». В пятницу NASDAQ вырос на 0,71% до 5092,08.

WSJ, 24.04.2015, Татьяна Бочкарева