Суверенный фонд Норвегии сказал новое слово в корпоративном управлении

Он будет заранее объявлять, как проголосует на собраниях акционеров
Bloomberg

Государственный пенсионный фонд Норвегии («нефтяной фонд») решил стать более активным инвестором и будет заблаговременно обнародовать свою позицию по предстоящим голосованиям на собраниях акционеров. В этом году фонд начнет с 10 компаний, а затем постепенно распространит эту практику на остальные компании из своего портфеля.

«Нефтяной фонд» – старейший и крупнейший суверенный фонд: в его портфеле акции более 9000 компаний на $800 млрд. В среднем ему принадлежит по 1,3% каждой публичной компании мира.

На российские бумаги в конце года приходилось 0,5% портфеля фонда. На конец года в нем было 72 акции и пять облигаций на $2,1 млрд и $2,18 млрд, в частности 0,6% акций «Газпрома», 1,7% «Интер РАО», 2,2% «Ленты», 3,6% «М.видео», 1,8% ВТБ и 0,7% Сбербанка.

Многие крупные инвесторы сообщают о своей позиции по голосованию непосредственно перед собранием или после него. Это не влияет на позицию других акционеров: до голосования остается слишком мало времени. Новая политика норвежского фонда меняет дело.

Главной целью было повышение прозрачности в соответствии с требованиями норвежского правительства, говорит директор фонда по инвестициям Петтер Йонсен: «Мы не хотим оказывать давление на кого-либо или подсказывать другим, как голосовать. Конечно, мы понимаем, что, заявляя заранее о своей позиции, мы становимся более влиятельным акционером».Часто позиции акционеров сильно разнятся. Информация о том, как намерены голосовать все заинтересованные стороны, может оказать благотворное влияние, считает Йонсен.

«Обычно мы действуем независимо от других акционеров, если нет скоординированных действий», – говорит управляющая Swedbank Robur Rysslandsfond Елена Ловен.

При значительной доле в капитале (около 1%) к фонду будут прислушиваться, говорит руководитель департамента акций TKB BNP Paribas Игорь Даниленко. По его мнению, такая тактика может помочь консолидировать голоса за независимых директоров – инвесторам будет проще голосовать за того, у кого уже есть значительная поддержка. «По другим вопросам миноритарные акционеры не оказывают достаточного влияния на принятие решений», – констатирует Даниленко.

Управляющий партнер GK Capital Partner Максим Григорьев сомневается, что другие аналогичные компании поддержат инициативу «нефтяного фонда».

Использованы материалы FT