Может ли инвестбанкинг быть безрисковым?
Да, полагает Wells Fargo и обещает показать это на собственном примереWells Fargo – крупнейший по капитализации ($280 млрд) банк США и лидер на ипотечном рынке страны. А еще это банк Уоррена Баффетта: Berkshire Hathaway принадлежит 9,4% его капитала.
В 2014 г. на инвестбанковских операциях Wells Fargo заработал $1,71 млрд, или на 70% больше, чем в 2010 г. На днях General Electric (GE) сообщила о продаже консорциуму во главе с Blackstone $26,5 млрд активов в секторе недвижимости. Wells Fargo входит в этот консорциум – его инвестбанкиры выступают консультантами.
Wells Fargo, которому более 160 лет, традиционно сторонился инвестбанкинга. За консервативный подход его и ценили инвесторы: за последние пять лет его акции подорожали на 70%. У его ближайшего конкурента – JPMorgan Chase – лишь на 35%. «Если банк усложняет бизнес, инвесторы нервничают, – говорит портфельный управляющий Davidson Investment Advisors Пол Кондрат. – Нужно видеть, как они будут переживать трудные времена». Davidson Investment – акционер Wells Fargo.
Пока инвестбанковский бизнес Wells Fargo относительно невелик. В 2014 г. он занял, по данным Dealogic, девятое место в США. Лидеры этого рынка – JPMorgan с $4,17 млрд, Bank of America (BofA) с $3,71 млрд и Goldman Sachs с $3,12 млрд. Но в 2015 г. с 5,2%-ной долей рынка Wells Fargo выходит на седьмое место, обогнав Credit Suisse и Deutsche Bank. «Через пять лет они будут крупным инвестбанком, по крайней мере в США», – отмечает гендиректор JPMorgan Джеймс Даймон.
Штатные акции
China Merchants Bank привлечет в капитал 6 млрд юаней ($967 млн), продав акции сотрудникам. Вчера после сообщения банка его акции подорожали на четверть. В ноябре такую же эмиссию провел Minsheng Banking Corp.
Wells Fargo должен следить, чтобы инвестбанковский бизнес не разрастался чрезмерно, иначе будет страдать прибыль, предупреждает аналитик Jefferies Group Кен Асдин. Из-за скачков рынка прибыль от инвестбанкинга нестабильна, а клиенты искушают большими комиссионными, если банк берется за рисковые операции. Гендиректор Wells Fargo Джон Стампф уверяет, что беспокоиться не о чем: «Мы едем и быстрее, и осторожнее, пользуясь ремнями безопасности и подушками безопасноcти».
Инвестбанковский бизнес Wells Fargo начался с покупки в 2008 г. Wachovia, у которой было такое подразделение. Гендиректором Wells Fargo тогда был Ричард Ковасевич, которому до сих приходится объяснять смысл этого шага. «Удивительно, что спустя пять лет сотрудники по-прежнему спрашивают, будет ли Wells Fargo развивать этот бизнес. Мы уже доказали слова делом, но люди все равно хотят слышать», – отмечал Ковасевич в одном из интервью. Он говорит, что банк придерживается «нормальных операций» – например, размещений долгов и акций – и практически не занимается рисковым трейдингом. Тем не менее с 2009 г. трейдинговые активы Wells Fargo увеличились на 82% до $78,3 млрд. У BofA за то же время они выросли на 8% до $278,9 млрд (данные SNL Financial).
У Wells Fargo есть возможность развивать инвестбанковские операции благодаря тому, что бизнес у него проще, а нарушений меньше, чем у конкурентов. Банк заплатил по мировым соглашениям $10 млрд – вдвое меньше, чем JPMorgan, и в 7 раз меньше, чем BofA.
Чтобы привлечь иностранных клиентов, Wells Fargo предпринимает первые шаги по выходу на зарубежные рынки. Он стал выдавать кредиты в Сингапуре, в 2014 г. Стампф целую неделю встречался с клиентами в Мюнхене, а топ-менеджеры зачастили с визитами в дубайский офис, открытый в 2013 г.
WSJ, 12.04.2015