США могут получить более надежные банки и менее надежную финансовую систему
Если позволят рискам перетекать из одной части системы в другуюРегуляторы заставили крупные банки увеличить капитал, избавиться от рискового бизнеса и заплатить более $100 млрд за нарушения. В результате риски банков сократились, но сами риски никуда не делись – они переместились в теневую банковскую систему. К теневым кредиторам в США относят компании, выдающие кредиты, но не работающие с вкладами. В 1980–2008 гг. доля традиционных банков в корпоративном и розничном кредитовании сократилась с 44 до 20%. Остальные ссуды выдали инвестбанки, инвестфонды, ипотечные брокеры и государственные агентства, включая Fannie Mae и Freddie Mac.
Усилиями таких кредиторов и надулся пузырь на ипотечном рынке, лопнувший в 2007 г. Ипотечные кредиты subprime выдавали в основном фирмы, которые почти не регулировались. Затем эти кредиты упаковывались в облигации и размещались среди самых разных инвесторов. Когда пузырь лопнул, многие такие компании закрылись.
Со времени кризиса банки так и не смогли занять этот сегмент. Причина «в более жестком регулировании, росте расходов на надзор и сокращении заемных средств», констатирует МВФ. Рисковые кредиты теперь выдают другие представители теневой банковской системы, в том числе биржевые фонды (ETF) и фонды прямых инвестиций.
Фонды охотно финансируют сделки по выкупу закредитованных компаний. По данным МВФ, с 2008 г. размер таких кредитов вырос на 60% до $151 млрд в США и на 223% до $126 млрд в еврозоне. Здесь риск в том, что пайщики открытых фондов могут продать свою долю практически в любой момент. Если пайщики начнут массово забирать средства, фонд может столкнуться с нехваткой ликвидности.
По данным МВФ, такие фонды любят инвестировать в неликвидные активы, например «бросовые бонды» корпораций и развивающихся стран. Они мало диверсифицируют вложения и копируют стратегии друг друга. Если один фонд начнет продавать активы, такие же активы обесценятся в портфелях других фондов – и они тоже будут вынуждены продавать.
С конца 2012 г. доля ипотечных кредитов, выданных крупными банками, сократилась с 61 до 33%, тогда как доля кредитов, выданных ипотечными брокерами, увеличилась с 24 до 51%, показывают данные American Enterprise Institute (AEI). Эти компании чаще дают ссуды заемщикам с низкими кредитными рейтингами, поэтому дефолты более вероятны. «Банки сильно обожглись в кризис и заплатили большие штрафы, – говорит Стив Олинер из AEI, – помимо ипотеки, у них есть другие направления, где можно заработать».
Регуляторы пытаются ужесточить надзор за небанковскими кредиторами, но делают это медленно. «Сектор финансовых услуг – это оборотень», – говорит бывший зампред Банка Англии Пол Такер. Он постоянно ищет дыры в законах, вынуждая «регуляторов играть в догонялки, в которые они рано или поздно проиграют».
WSJ, 08.04.2015