Американские регуляторы приглашают на руководящие позиции бывших прокуроров

Им нужны юристы, умеющие выигрывать судебные дела
Эти назначения – реакция на кризис 2008 г./ Richard Drew/ AP

За посткризисные годы около 10 регулирующих органов США доверили надзорные подразделения бывшим прокурорам минюста. Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) c 2013 г. возглавляет Мэри Джо Уйат, в 1993–2002 гг. прокурор Южного округа Нью-Йорка. В апреле бывший прокурор штата Нью-Мексико Норман Бэй займет пост председателя Федеральной комиссии по регулированию энергетического рынка (FERC).

Эти назначения – реакция на кризис 2008 г., когда многие обвиняли регуляторов в том, что они сначала не разглядели проблемы Уолл-стрит, а потом не смогли привлечь банки к ответственности. Ранее надзорные подразделения возглавляли юристы, делавшие карьеру в самих агентствах или приходившие из частных фирм. Успешных юристов минюста охотно берут на работу независимые фирмы, но работа на руководящем посту федерального агентства дает опыт, с которым впоследствии можно претендовать на гораздо больший заработок. Роберт Кузами, пришедший в 2009 г. из Deutsche Bank на пост директора SEC по надзору, теперь трудится в юридической фирме Kirkland & Ellis и зарабатывает $5 млн в год.

«Некоторые считают такую работу ступенькой к большей практике или к более высокому и престижному посту в правительстве, – отмечает бывший помощник генпрокурора США Райан Макконнелл, – тех, кем движет желание служить стране, гораздо меньше». «Прокуроры минюста не боятся возбуждать судебные иски, в этом все дело», – полагает Мэтт Моррисон, работавший в минюсте, а затем в Агентстве по защите окружающей среды.

На счету Бэя, с 2009 г. руководившего надзорным подразделением FERC, несколько успешных судебных дел. В 2013 г. FERC заставила JPMorgan заплатить $410 млн за манипулирование рынком электричества в Калифорнии и на Среднем Западе. «Общаться с Бэем – это как биться головой о стену», – жалуются братья-близнецы Гейтс, чей Powhatan Energy Fund обвиняется в манипулировании энергетическим рынком. Братья утверждают, что не занимались мошенничеством, но воспользовались дырой в законе и наказание «дико несоразмерно»: FERC требует $34 млн. «Им не интересны факты или еще что-либо помимо мирового соглашения», – говорит Кевин Гейтс.

Надзорное подразделение Комиссии по срочной биржевой торговле США (CFTC) со времени кризиса возглавляют бывшие прокуроры Манхэттена. В 2013 г. CFTC оштрафовала компании на $1,7 млрд, а в 2014 г. – на рекордные $3,27 млрд.

Большие штрафы теперь и у Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), надзорное подразделение которой также возглавляет бывший юрист минюста. FCC добилась соглашений на $105 млн с AT&T Mobility и на $90 млн с T-Mobile USA за несанкционированные комиссии. FCC также подала иск к Marriott International с обвинениями в глушении беспроводной связи. Marriott заплатила $600 000, признав, что один из сотрудников использовал технологию, мешающую проникновению сигнала. «Мы беремся за более масштабные дела, более стратегические, и они принесли больше штрафов», – говорит директор FCC по надзору Тревис Леблан.

Первой нанимать прокуроров стала SEC, подвергшаяся критике за то, что проморгала кризис и пирамиду Бернарда Мэдоффа. В 2009 г. директором по надзору стал Кузами, бывший манхэттенский прокурор. Работу в SEC он начал с реорганизации подразделения: оно стало похожим на прокуратуру.

WSJ, 7.04.2015