Американские регуляторы приглашают на руководящие позиции бывших прокуроров
Им нужны юристы, умеющие выигрывать судебные делаЗа посткризисные годы около 10 регулирующих органов США доверили надзорные подразделения бывшим прокурорам минюста. Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) c 2013 г. возглавляет Мэри Джо Уйат, в 1993–2002 гг. прокурор Южного округа Нью-Йорка. В апреле бывший прокурор штата Нью-Мексико Норман Бэй займет пост председателя Федеральной комиссии по регулированию энергетического рынка (FERC).
Эти назначения – реакция на кризис 2008 г., когда многие обвиняли регуляторов в том, что они сначала не разглядели проблемы Уолл-стрит, а потом не смогли привлечь банки к ответственности. Ранее надзорные подразделения возглавляли юристы, делавшие карьеру в самих агентствах или приходившие из частных фирм. Успешных юристов минюста охотно берут на работу независимые фирмы, но работа на руководящем посту федерального агентства дает опыт, с которым впоследствии можно претендовать на гораздо больший заработок. Роберт Кузами, пришедший в 2009 г. из Deutsche Bank на пост директора SEC по надзору, теперь трудится в юридической фирме Kirkland & Ellis и зарабатывает $5 млн в год.
«Некоторые считают такую работу ступенькой к большей практике или к более высокому и престижному посту в правительстве, – отмечает бывший помощник генпрокурора США Райан Макконнелл, – тех, кем движет желание служить стране, гораздо меньше». «Прокуроры минюста не боятся возбуждать судебные иски, в этом все дело», – полагает Мэтт Моррисон, работавший в минюсте, а затем в Агентстве по защите окружающей среды.
На счету Бэя, с 2009 г. руководившего надзорным подразделением FERC, несколько успешных судебных дел. В 2013 г. FERC заставила JPMorgan заплатить $410 млн за манипулирование рынком электричества в Калифорнии и на Среднем Западе. «Общаться с Бэем – это как биться головой о стену», – жалуются братья-близнецы Гейтс, чей Powhatan Energy Fund обвиняется в манипулировании энергетическим рынком. Братья утверждают, что не занимались мошенничеством, но воспользовались дырой в законе и наказание «дико несоразмерно»: FERC требует $34 млн. «Им не интересны факты или еще что-либо помимо мирового соглашения», – говорит Кевин Гейтс.
Надзорное подразделение Комиссии по срочной биржевой торговле США (CFTC) со времени кризиса возглавляют бывшие прокуроры Манхэттена. В 2013 г. CFTC оштрафовала компании на $1,7 млрд, а в 2014 г. – на рекордные $3,27 млрд.
Большие штрафы теперь и у Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), надзорное подразделение которой также возглавляет бывший юрист минюста. FCC добилась соглашений на $105 млн с AT&T Mobility и на $90 млн с T-Mobile USA за несанкционированные комиссии. FCC также подала иск к Marriott International с обвинениями в глушении беспроводной связи. Marriott заплатила $600 000, признав, что один из сотрудников использовал технологию, мешающую проникновению сигнала. «Мы беремся за более масштабные дела, более стратегические, и они принесли больше штрафов», – говорит директор FCC по надзору Тревис Леблан.
Первой нанимать прокуроров стала SEC, подвергшаяся критике за то, что проморгала кризис и пирамиду Бернарда Мэдоффа. В 2009 г. директором по надзору стал Кузами, бывший манхэттенский прокурор. Работу в SEC он начал с реорганизации подразделения: оно стало похожим на прокуратуру.
WSJ, 7.04.2015