Ситуация на нефтяном рынке сильно напоминает 1980-е гг.

После обвала цена нефти вернулась на прежние уровни лишь спустя почти 20 лет
Бензовоз в Калифорнии в 1984 г.
Бензовоз в Калифорнии в 1984 г. / Craig Mathew / AP

Наблюдающееся сейчас падение цен на нефть во многом повторяет события 30-летней давности. С ноября 1985 г. по март 1986 г. цена рухнула на 67%. С июня 2014 г. она потеряла 57% и еще может снизиться. Но есть и несколько значимых отличий, связанных прежде всего со сланцевой индустрией в США.

После обвала в середине 1980-х гг. цена вернулась на прежние уровни почти через два десятилетия. И сегодня руководители нефтяных компаний задаются вопросом: потребуется ли ей в этот раз столько же времени?

Ответ во многом зависит от того, как будет развиваться ситуация в секторе сланцевой нефтедобычи, стремительное становление которого является главным отличием между тем, что происходит сегодня и в 1980-е гг.

Бензовоз в Калифорнии в 1984 г.

Сланцевая добыча - фактор неизвестности

До того как американские компании придумали, как извлекать нефть из сланцевых пород, на реализацию нефтедобывающих проектов уходили годы. С того момента, как мексиканский рыбак увидел нефтяную пленку на поверхности воды в Мексиканском заливе, до начала работы гигантского добывающего комплекса Cantarell около полуострова Юкатан прошло два десятилетия. Чтобы доставить нефть с Аляски на мировые рынки, потребовалось девять лет и миллиарды долларов.

Сегодняшние технологии разработки сланцевых месторождений сделали нефть легкодоступной - ее добывают в Техасе и Северной Дакоте, Колорадо, Оклахоме, Вайоминге и Огайо. На бурение скважин и гидроразрыв пласта уходят недели, а не годы. Скважины стоимостью $10 млн считаются дорогими, тогда как для их бурения на шельфе и строительства необходимой инфраструктуры требуются миллиарды долларов.

Инвестиционный цикл значительно сократился. Первопроходцы открыли сланцевое месторождение Eagle Ford в Техасе в 2008 г. Через пять лет оно уже давало 1 млн баррелей в день - благодаря притоку капитала, который позволил финансировать бурение тысяч новых скважин. Скважина на сланцевом месторождении быстро вводится в эксплуатацию, но и достаточно быстро перестает давать нефть, поэтому постоянно нужно бурить новые.

Быстрота работы сланцевых добытчиков означает, что они могут сократить предложение быстрее, чем это происходило в прошлом у компаний, работающих с традиционной нефтью. Это позволит восстановить баланс на рынке в течение относительно короткого времени. Кроме того, доступность такого количества нефти может в будущем снизить частоту и масштабы скачков нефтяных цен. Но это не означает, что цены скоро вырастут или даже вернутся к уровню $100 за баррель. Аналитики Goldman Sachs заявили в понедельник, что ожидают U-образного восстановления: цены будут оставаться низкими, пока рынок не найдет новый баланс, и они вырастут в 2016 г. Банк снизил прогноз средней цены в 2015 г. с $73,75 до $47,15 за баррель.

Никто не знает, какими могут быть последствия стресс-теста для нефтедобычи США, говорит Леонардо Мауджери из Школы управления им. Дж. Кеннеди при Гарвардском университете, который в прошлом был топ-менеджером итальянской Eni. Сланцевый бум - феномен последних пяти лет, и сейчас ему предстоит пережить свое первое падение цен.

Даже ветераны отрасли пребывают в некоторой растерянности. «Сохранение цен на низком уровне в конечном итоге сбалансирует рынок, - написал в письме инвесторам Эндрю Холл, управляющий энергетическим хедж-фондом Astenbeck Capital Management с активами на $3 млрд. - Но не ясно, сколько на это потребуется времени и какой будет новая равновесная цена».

Повторение истории

В середине 1980-х гг., как и сегодня, цены на нефть тоже обвалились из-за превышения предложения над спросом. В 1980 г. цены достигли пика. Затем спрос в течение нескольких лет был слабым, в частности - из-за рецессии в США и мер по сохранению энергии, принятых ими в ответ на нефтяное эмбарго арабских стран в 1970-е гг.: были введены стандарты энергоэффективности для автомобилей, использование нефти для производства электричества резко сократилось. Тем временем добыча в странах, не входящих в ОПЕК, быстро росла. В 1981 г. Мексика начала отгружать с комплекса Cantarell более 1 млн баррелей нефти в день. Американская нефтяная индустрия стала наращивать добычу на высокозатратных месторождениях.

Поначалу, когда цена нефти снижалась в начале десятилетия, Саудовская Аравия пыталась ее поддержать, сократив добычу, по данным Администрации энергетической информации США, с 10 млн баррелей в день до 2,3 млн в августе 1985 г. Но в конце того года, не желая больше терять долю рынка, саудовцы сдались - и стали резко наращивать добычу. Это же делали и другие страны ОПЕК, а также СССР. В результате цена упала с более чем $30 за баррель в ноябре 1985 г. до почти $10 к июлю 1986 г. Активность в нефтяной отрасли США резко снизилась: если в конце 1985 г. работало почти 2300 буровых установок, то годом позже - едва ли 1000.

Бензовоз в Калифорнии в 1984 г.

Цены подросли через несколько лет, чему способствовало, в частности, вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г. Но после операции «Буря в пустыне» они снова снизились и до конца десятилетия колебались в диапазоне $15-25, упав ниже $10 за баррель в 1998 г.

Лишь в начале 2000-х гг. предложение стало отставать от спроса, который стимулировался быстрым подъемом мировой экономики - в частности, развивающихся стран, прежде всего Китая. Если в 1985 г. Китай практически не закупал нефть, то в декабре 2014 г. ее импорт превысил 7 млн баррелей в день, установив рекорд.

Ставка на низкие цены

Как и почти 30 лет назад, Саудовская Аравия делает ставку на то, что низкие цены заставят других производителей сократить добычу. Они, конечно, окажут воздействие на нефтяную отрасль США, но, по всей видимости, меньшее, чем рассчитывали в ОПЕК. Себестоимость сланцевой добычи сильно снизилась в последние годы.

По данным ConocoPhillips, она будет получать прибыль от сланцевых проектов, пока нефть стоит более $40 за баррель. Повышение эффективности, более совершенные технологии и лучшее понимание того, в каких местах следует извлекать нефть из пород, помогают компании сокращать расходы, говорит ее представитель.

Несмотря на ожесточенную конкуренцию за вышки, водителей грузовиков, перевозящих нефть, и нефтесервисные услуги, стоимость добычи на месторождении Eagle Ford упала в 2014 г. на 15%, или $7,5 за баррель, говорит Перс Магнус Нисвен, начальник аналитического отдела норвежской консалтинговой компании Rystad Energy. Она может снизиться еще на 10-15% в этом году после того, как некоторые финансово слабые компании свернут работы и конкуренция снизится, считает он: «Главный момент здесь - повышение эффективности».

Такие компании, как EOG Resources, пионер сланцевого бума и крупнейшая независимая нефтедобывающая компания, бурят все больше более производительных скважин. Недавно EOG сообщила, что сейчас у нее уходит в среднем 4,3 дня на бурение скважины на Eagle Ford против 14,2 дня в 2012 г. При этом ее специалисты стали гораздо лучше разбираться в том, в каком именно месте следует бурить, чтобы получить максимум нефти. EOG может бурить скважины при цене $40 и иметь 10%-ную норму прибыли.

В последние месяцы прошлого года компании начали сокращать планы по капиталовложениям в 2015 г., а количество буровых вышек уменьшилось. Однако добыча продолжает расти. Учитывая рост производительности, неясно, при каком уровне цен сланцевая добыча в США начнет сокращаться, говорит Майк Ротман, президент Cornerstone Analytics: «Этот вопрос остается открытым, потому что сланцевая нефть - это нечто совершенно особенное».

Перевел Михаил Оверченко