Российский капитал амнистируется вслед за офшорным

Владимир Путин распространил экономическую амнистию не только на офшорные капиталы, но и на российские
Президент дал личное поручительство за легализованные деньги россиян
Президент дал личное поручительство за легализованные деньги россиян / Ilya Naymushin / Reuters

Под амнистию капитала подпадает имущество не только в офшорах, но и в России, заявил вчера на большой пресс-конференции президент: «Нужно легализовать и то имущество, которое записано, переписано, скрыто на какие-то подставные фирмы, на родственников внутри самой России». Никаких фильтров при проведении амнистии капиталов быть не должно, заверил Путин.

Анонсировал амнистию президент в послании Федеральному собранию - но только для офшорного капитала. Правительство должно до 15 июля 2015 г. подготовить закон об освобождении от налоговой и уголовной ответственности тех, кто вернет в Россию доходы, выведенные в иностранные юрисдикции без уплаты соответствующих налогов. Минфин готовил амнистию как пряник в переговорах с бизнесом по антиофшорному закону о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Но амнистия исключительно для офшорных капиталов противоречила бы конституционным принципам равенства, говорит управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

В процессе обсуждения принято решение, что амнистия должна коснуться всех денег, объяснил вчера «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «И денег, которые живут за границей, и денег, которые живут внутри страны. Это возможность раскрыться, которая представится один раз, чтобы обнулить ситуацию, добросовестным людям выйти из тени и в то же время обеспечить какой-то приток внутренних инвестиций». Речи не будет о легализации криминальных денег, связанных с терроризмом, наркотиками, проституцией, педофилией, заверил он.

Нужно развивать деловую среду, из-за падения цен на нефть старая, сырьевая модель экономики не работает, констатирует уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.

«Если мы хотим перевернуть страницу, то объявлять амнистию только для офшорных капиталов было бы лишь частью задачи», - полагает Титов: должно быть определенное количество правонарушений, от которых необходимо освободить тех предпринимателей, кто задекларирует капиталы, - это уклонение от уплаты налогов, мошенничество, незаконное предпринимательство, практически вся глава 22 Уголовного кодекса.

Амнистия поможет среднему бизнесу, считает партнер PwC Екатерина Лазорина: такие компании могут минимизировать налоги, дробясь на малые компании и используя их налоговые льготы. От ответственности будут освобождены и нелегальные доходы чиновников, полагает Щекин: от бизнеса, которым они владеют через родственников, до взяток.

«Не хотелось бы, чтобы амнистия воспринималась как возможность легализовать капиталы, наворованные чиновниками», - возражает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в первую очередь нужно освободить от ответственности добросовестный бизнес, а те, у кого рыльце в пушку, должны заплатить какой-то налог. Возникнет проблема, как отделить доходы, полученные преступным путем, от торговли оружием или людьми, предупреждает он.

Нужно будет предусмотреть три вида капитала, рассуждает федеральный чиновник: выведенный, краденый и криминальный. Потребуется установить происхождение средств, «окрасить» их и отследить, полагает он: «Ничто не мешает отправить деньги обратно в офшор назавтра после легализации».

Основная цель - легализация капитала, а не возврат, убеждал вчера Путин и обещал лично следить за соблюдением всех гарантий при амнистии капитала: «Хочу предупредить всех своих коллег, в том числе в правоохранительных органах: будем принимать самые жесткие меры к тем, кто будет нарушать тот принцип, о котором я сказал».

Гарантии защиты станут для бизнеса стимулом раскрыться, говорил федеральный чиновник, а это упростит задачу налоговикам: им не надо будет искать активы, отправляя запросы в офшоры. Но бизнесу нужны и привлекательные инвестиционные условия, призывает Шохин.

Бизнес должен понимать условия амнистии, чтобы принять решение о возврате капитала, считает Титов: «Будем обращаться к президенту, чтобы отсрочить введение в действие закона о КИК и синхронизировать его с амнистией». Амнистия будет эффективной, если риск наказания будет максимальным, а процедура легализации дохода - абсолютно прозрачной, согласен федеральный чиновник. С амнистией нужно увязать ряд законов, уверен Шохин, в том числе новый порядок возбуждения налоговых дел, по которому следователи смогут делать это самостоятельно.

Амнистия - необходимость для деофшоризации, говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп»: крайне сложно перевести контроль за бизнесом в Россию без продажи актива в офшоре, а от сделки возникнет доход и налог на него. Но амнистия внутри страны означает легализацию капитала, нажитого с нарушением закона, считает Зарипов.

Это в интересах правящего класса российской бюрократии, говорит Щекин, так Путин завоюет их расположение. На поддержку предпринимателей ему рассчитывать не приходится, заключает он.