Параллельный импорт может быть разрешен для отдельных отраслей в качестве эксперимента
Чиновники спорят, можно ли разрешить параллельный импорт. Последствия отмены запрета неизвестны, поэтому правительственные эксперты предлагают провести эксперимент в одной или нескольких отрасляхВ распоряжении «Ведомостей» оказались предложения экспертного совета при правительстве о регулировании параллельного импорта. В конце октября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам, а также Аналитическому центру при правительстве совместно с экспертным советом еще раз обсудить, стоит ли снять запрет на параллельный импорт, как не раз предлагала ФАС. Экспертный совет не высказался ни за, ни против, но согласился с идеей ФАС в пилотном режиме снять запрет для одной или нескольких отраслей.
Сейчас товар с брендом может ввезти на территорию России только сам правообладатель или официально авторизованный им поставщик. А импорт, идущий «параллельно», т. е. без разрешения правообладателя, фактически запрещен, поскольку будет считаться нарушением исключительных прав на товарный знак.
Параллельный импорт - это мировая практика, его либерализация позволит усилить конкуренцию, отмечает представитель секретариата Шувалова. Но идти к этому надо постепенно, подчеркивает он: необходим переходный период для компаний, инвестировавших в производство в России.
ФАС давно отстаивает легализацию параллельного импорта. Действующие правила ограничивают конкуренцию, это приводит к росту цен, затрудняет доступ потребителей к товару: например, приходится долго ждать запчастей или расходных материалов, говорится в пояснительной записке ФАС к проекту поправок в Гражданский кодекс, которые снимут запрет для параллельных импортеров. ФАС опубликовала свой законопроект на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия, процедура закончилась в конце октября. Негативных последствий легализации параллельного импорта выявить не удалось, указывает ФАС в сводном отчете по результатам обсуждения, а возможные риски легко контролировать.
Правообладатели иного мнения. Снятие запрета для параллельного импорта снизит инвестиционную привлекательность России, предупреждали эксперты Консультативного совета по иностранным инвестициям в докладе за этот год. К тому же вырастет поток контрафактной продукции, а вместе с ним и риск приобрести некачественный и вероятно небезопасный товар, не раз предупреждали ассоциации импортеров и производителей, в том числе «Русбренд» и РАТЭК. Заодно снизится защита местных производителей, а плюсы снятия ограничения не доказаны, указывали они. О рисках предупреждала и Ассоциация европейского бизнеса, указывая, что под угрозой могут оказаться дальнейшие планы по локализации производства в России.
Но ни та, ни другая сторона не может представить экономическую модель последствий разрешения параллельного импорта, констатирует экспертный совет при правительстве в своих рекомендациях. Поэтому, чтобы минимизировать риски, предлагается реализовать пилотные проекты по введению параллельного импорта в одной или нескольких отраслях, установив четкие критерии оценки результатов и требований к параллельным импортерам, указывает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов.
ФАС ранее приводила в пример рынок автозапчастей, говорится в докладе экспертного совета: на нем велик дисбаланс между правообладателями (дилерами) и дистрибуторами, это серьезно сказывается на ценах - например, при введении ограничений в Казахстане цены на автозапчасти выросли на 20-100%. Отмена запрета наиболее актуальна для сложных технических изделий, в первую очередь медицинских, указывает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В целом подход мог бы быть таким: разрешить параллельный импорт для всех отраслей, но с изъятиями для продукции, где наиболее высок риск ущерба потребителям от некачественного, нелегального импорта, считает Сушкевич. Такое изъятие можно было бы предусмотреть, например, для парфюмерии, где доля контрафакта или некачественного импорта может быть очень высокой, и за этим должна следить таможня, отмечает он. По результатам обсуждения с бизнесом и анализа последствий список исключений можно было бы дополнить, говорит Сушкевич.
Ранее ФАС также предлагала, разрешив параллельный импорт, предусмотреть специальный режим для защиты иностранных инвесторов, локализовавших производство. Для таких компаний параллельный импорт - не проблема, говорил в интервью «Ведомостям» президент и гендиректор Indesit Марко Милани: «Вы не можете быть конкурентоспособны, импортируя стиральные машины откуда-либо, когда мы производим их здесь».