ФАС предлагает любой картельный сговор считать уголовным преступлением

ФАС предлагает поправить Уголовный кодекс и привлекать к ответственности за любой картель, даже если он не препятствует конкуренции. Ответственность нужно смягчать, а не ужесточать, спорит бизнес
Руководитель ФАС Игорь Артемьев нашел решение, как упростить расследование картелей
Руководитель ФАС Игорь Артемьев нашел решение, как упростить расследование картелей / Д. Абрамов / Ведомости

В распоряжении «Ведомостей» оказались подготовленные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие процедуру привлечения к ответственности за картели (в ст. 178). Служба предлагает считать картель безусловным уголовным преступлением. Законопроект находится на межведомственном согласовании, сообщил начальник управления ФАС Сергей Пузыревский.

Чтобы привлечь участников картеля к уголовной ответственности, сговор должен причинить вред конкуренции, пишет в отзыве на проект вице-президент «Деловой России» Илья Семин. Такой подход закреплен сейчас в Уголовном кодексе. ФАС же предлагает отказаться от этого условия (исключить из состава преступления «недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

Поправки ФАС позволят привлекать предпринимателей к уголовной ответственности исключительно по формальным основаниям, вырастут коррупционные риски, беспокоится Семин. Служба и так использует упрощенный подход при доказывании картелей, отмечает он: достаточно установить факт сговора, а проводить анализ рынка и доказывать вред конкуренции не нужно. Поправки ФАС фактически криминализируют деяние, которое сегодня является административным правонарушением, заключает Семин.

«В мировой практике картели обычно запрещены per se (безусловно) и их влияние на ограничение конкуренции презюмируется», - объясняет начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Содержательно норма не меняется, говорит следователь СКР Георгий Смирнов: «Уголовно наказуемым как был, так и остается картельный сговор, повлекший определенную сумму ущерба». Уголовная ответственность за картель существенно дифференцированна, отмечает Тенишев: начиная со штрафов в 300 000 руб. и заканчивая лишением свободы на семь лет. «Суд - в зависимости от обстоятельств дела - в этих широких границах может индивидуализировать наказание», - успокаивает он.

Соглашения крупных компаний не всегда негативны для конкуренции, признает руководитель одной из них: «В соглашениях могут быть описаны условия технической стандартизации и другие правила игры». В особой зоне риска малый и средний бизнес, считает топ-менеджер компании несырьевого сектора: «Соглашения о разделе рынка они заключают пачками». ФАС неоднократно штрафовала индивидуальных предпринимателей за картели. Например, под санкции службы попали три индивидуальных предпринимателя, которых ФАС оштрафовала за сговор на рынке сахара в Новочебоксарске и еще трех - в Ростовской области за похожие цены на бензин.

Минэкономразвития предлагало не наказывать за сговоры, которые заняли менее 10% рынка. Для рынка малоопасен сговор компаний, занимающих менее 5% рынка, признавал замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

У Минюста нет замечаний к проекту, говорит его представитель. В законопроекте ФАС предлагает значительно повысить сумму преступного дохода, при котором наступает уголовная ответственность (см. врез), отмечает представитель Минэкономразвития: это снизит риски привлечения к уголовной ответственности за картели руководителей предприятий малого и среднего бизнеса.

Этого недостаточно, считает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов: чтобы защитить малый и средний бизнес, пороги нужно увеличить в 10 раз, а не в 1,5-2, как предлагает ФАС.

Нельзя устанавливать предел преступного дохода и ущерба выше, чем предложено в проекте, возражает Тенишев: тогда уголовного наказания смогут избежать участники локальных картелей и многих сговоров на торгах. Пока уголовных дел по ст. 178 возбуждается существенно меньше, чем антимонопольных. Например, в 2013 г. ФАС выявила 272 картеля, а уголовных дел было только девять (см. графику). Сложно доказать преступный умысел, рассчитать ущерб из-за картелей и доказать, что превышен уголовно наказуемый порог, поясняет Смирнов.

Дополнительной защитой стал бы запрет правоохранительным органам возбуждать уголовные дела за картель без материалов антимонопольной проверки, отмечает топ-менеджер крупной компании. Такая норма содержалась в первоначальной версии поправок ФАС, но силовые ведомства инициативу не поддержали. Найдено компромиссное решение, рассказывает Тенишев: следователь направляет поступившее сообщение о картеле в ФАС, а служба должна рассмотреть его и вынести решение, но при этом правоохранительные органы не лишены права самостоятельно возбудить уголовное дело. Похожий механизм действует теперь и при возбуждении налоговых дел.