Сорос и Ослунд: ЕС должен спасти экономику Украины

Помощь в восстановлении Украины необходима прежде всего самому Евросоюзу — так он обезопасит себя от России Владимира Путина, считают эксперты
Efrem Lukatsky
Efrem Lukatsky / AP

Инвестор-миллиардер Джордж Сорос и экономист, специалист по России и Украине Андерс Ослунд опубликовали статьи, в которых призвали Европейский союз оказать гораздо более серьезную финансовую помощь Украины. Украинская экономика находится в опасном состоянии. Но самое главное, восстановление Украины критически важно для обеспечения безопасности ЕС, которому пока приходится лишь реагировать на агрессивные действия со стороны возглавляемой Владимиром Путиным России, считают оба эксперта. Предлагаемые ими меры варьируются от того, что Ослунд называет «планом Маршалла для Украины» с предоставлением грантов на десятки миллиардов евро, до предлагаемой Соросом реструктуризации гособлигаций, которая даст экономике время оправиться, снизит и перенесет долговое бремя на более поздний срок. Оказав экономическую помощь Украине, ЕС перехватит инициативу и защитит себя, уверены Сорос и Ослунд.

Оба считают, что одна из главных проблем Украины - внешний долг. Кредиты, которые ей планируют предоставить МВФ и западные страны, лишь увеличат его и заставят Украину тратить значительные средства на их погашение, а не на развитие. «Если необходимые средства будут предоставлены в виде кредитов, Украина не станет финансово устойчивой», - пишет в статье в Financial Times Ослунд, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона, работавший в 1994-1997 гг. советником по экономике президента Леонида Кучмы. В апреле МВФ заключил с Украиной двухлетнее соглашение о предоставлении кредитов на $33 млрд, из которых сам он даст $17 млрд, напоминает Ослунд и отмечает: июльский анализ того же МВФ показал, что госдолг может вырасти до 134% ВВП в 2016 г. в случае реализации шокового сценария, «который был мягче, чем нынешняя реальность».

Бывший премьер-министр Литвы Андриус Кубилиус предложил, чтобы ЕС пообещал Украине выделить в виде грантов 3% своего бюджета на 2014-2020 гг., составляющего 1 трлн евро, т. е. 30 млрд евро, напоминает Ослунд. «Начать реализацию плана Маршалла для Украины нужно на запланированной на декабрь конференции доноров, после того как начнет работать новый украинский парламент и будет сформировано новое правительство», - считает Ослунд.

Сорос, председатель Soros Fund Management, который еще в 1990 г. открыл в тогда еще Украинской ССР свой фонд, указывает в эссе «Проснись, Европа», опубликованном в New York Review of Books: европейские лидеры не продемонстрировали готовность предоставить Украине адекватную финансовую и военную помощь. Между тем, уверен он, Россия представляет экзистенциальную угрозу Европе: «Ни лидеры европейских стран, ни их граждане не осознают в полной мере, с каким вызовом они столкнулись, и не знают, как лучше всего действовать в этой ситуации». В Европе и США придерживаются стратегии сдерживания Путина и считают, что, идя ему на уступки, могут не допустить, чтобы он снова применил силу; «а тем временем введенные санкции окажут свое воздействие, и в долгосрочной перспективе России придется отступить, чтобы их отмена принесла ей некоторое облегчение».

«Это обманчивые надежды, основанные на ложном аргументе, который не имеет под собой фактических доказательств. Путин постоянно прибегал к использованию силы и склонен прибегнуть вновь, если не встретит жесткого отпора. Но даже если вышеописанная гипотеза имеет право на существование, абсолютно безответственно не подготовить план В», - пишет Сорос.

Он обеспокоен тем, что международные кредиторы решили подождать с вопросом о выделении Украине средств до того, как 26 октября пройдут парламентские выборы: «Это привело к давлению на валютные резервы, которого можно было бы избежать, и создало вероятность полномасштабного финансового кризиса в стране».

Кредиторы из Европы и США также призывают украинское правительство вовлечь держателей ее гособлигаций в процесс оказания помощи и реструктурировать бумаги так, чтобы инвесторы понесли потери; они даже делают это условием дальнейшего предоставления международных кредитов. «Это будет огромной ошибкой», - заявляет Сорос, поскольку будет означать технический дефолт Украины, что сделает невозможным рефинансирование долгов частными заемщиками. «Перенос части потерь на частных держателей гособлигаций сэкономит очень мало денег и сделает Украину полностью зависимой от государственных и международных кредиторов», - пишет Сорос.

Новый пакет помощи, по его мнению, должен включать обмен внешних долгов (почти на $18 млрд) на более долгосрочные, менее рискованные облигации. Инвесторам придется согласиться на меньшую доходность и более длительный срок погашения. Но, чтобы не считаться дефолтом, обмен должен быть добровольным. Инвесторы пойдут на него, считает Сорос, потому что новые облигации будут гарантированы (правда, лишь частично) США и Европой. Аналогичным образом США помогли в 1980-е гг. справиться с долговым кризисом латиноамериканским странам, которые реструктурировали долг и выпустили облигации Брэйди (названные так по имени министра финансов США Николаса Брэйди).

В результате в последующие 2-3 года правительству Украины придется тратить гораздо меньше валюты на погашение внешнего долга, снизится риск дефолта, сократится отток капитала. Это также позволит не допустить массового снятия вкладчиками денег с депозитов, убедить владельцев банков (многие из которых иностранные) срочно провести их докапитализацию. Удержание инвесторов также облегчит Украине возвращение на внешний рынок капитала по окончании кризиса, считает Сорос. Он полагает, что Европе и США будет выгоднее не самим гарантировать новый украинский долг, а использовать посредников, таких как Европейских банк реконструкции и развития и Всемирный банк.

Также необходима радикальная реструктуризация «Нафтогаза», который Сорос называет черной дырой в бюджете и источником коррупции. Помочь в этом и в полномасштабной реорганизации энергетической системы должны Всемирный банк и его организации. Начальную стоимость этого проекта Сорос оценивает в $10 млрд; для его финансирования Европейский инвестиционный банк может выпустить проектные облигации.

«Европейскому союзу пора критически взглянуть на самого себя. Что-то не так в ЕС, если путинская Россия добивается таких успехов, пусть и в краткосрочной перспективе. Бюрократия ЕС <...> должна научиться быть более единой, гибкой и эффективной. А сами европейцы должны повнимательнее присмотреться к новой Украине. Это может помочь им вновь обрести тот дух, который привел к созданию Европейского союза. Спасая Украину, Евросоюз спасает себя», - такими словами завершается эссе Сороса.

После распада СССР также возникала дискуссия о возможном плане Маршалла, напоминает Ослунд, но тогда на территории бывшего Советского Союза не было разрушений, спровоцированных войной, не было военной угрозы и необходимости для нового альянса западных стран. «Сегодня все это присутствует и дает основания для реализации плана Маршалла на Украине», - указывает Ослунд.