На фондовых рынках начинается турбулентный этап
Распродажа, охватившая в среду фондовый рынок США, означает, что спокойные времена на рынке закончилисьВ среду утром финконсультант Райн Уибберли неспешно обсуждал пенсионный план с клиентом, когда ему стали поступать панические сообщения и звонки. Один клиент, никогда до этого не звонивший, хотел продать весь портфель. «Серьезно, парень, я не собираюсь тут сидеть, чтобы потерять 15–20%», – написал другой. «В какой-то момент мне показалось, что так и выглядит настоящий страх на рынке», – говорит Уибберли.
В течение торгов в среду Dow Jones снижался на 460 пунктов (2,8%) и закрылся в итоге 1,1%-ным падением (16 141,74). S&P 500 потерял 0,8%, снизившись с 18 сентября на 7,4%. С начала октября DJ семь раз закрывался 1%-ным и более падением.
«Я в буквальном смысле не успевал отвечать на почту», – говорит портфельный управляющий бостонской Babson Capital Рон Десотелс. По данным брокера ICAP, за день было продано $924 млрд казначейских облигаций – 10-летний рекорд. Доходность 10-летних казначейских бондов в среду снижалась до 1,873%, минимума с мая 2013 г. (данные Tradeweb).
Страх замедления глобальной экономики, опасно низкая инфляция в Европе и резкое падение цен на нефть способствуют тому, что период относительного спокойствия на рынках сменился турбулентностью. В среду вышла негативная статистика о потребительских расходах в США и инфляции в Германии. Немецкий DAX снизился за день на 2,9%, французский CAX – на 3,6%.
В первую половину дня на каждые 900 000 облигаций, покупаемых дилерами, приходился 1 млн бумаг, продаваемых инвесторами (данные MarketAxess). «Высокодоходные бонды распродаются из-за низкого уровня доверия инвесторов и глобальных экономических рисков», – отмечает кредитный стратег JPMorgan Нелсон Янцен. Сильнее всего инвесторы избавлялись от бондов энергетических и железорудных компаний. Вчера цена нефти Brent падала ниже $83 за баррель, WTI – ниже $80.
Ситуацию усугубляли хедж-фонды и другие игроки, занимающиеся «короткими продажами», – они спешно закрывали убыточные позиции и покупали бонды. «Многие, даже самые опытные парни поражены [масштабом распродаж]», – отмечает аналитик по деривативам Weeden & Co. Майкл Первз.
Индекс волатильности VIX в среду взлетел на 25% до 28,53 пункта – трехлетнего максимума. «На рынке практически беспрецедентная смена настроений, – отмечает стратег Deutsche Bank Роки Фишман, – за короткое время мы из низкой волатильности шагнули в высокую». «Возможно, худшая распродажа уже позади, но рынок останется волатильным», – полагает директор по инвестициям BNY Mellon Wealth Management Лео Гроховски.
На прошлой неделе приток в европейские фонды денежного рынка составил рекордные $23,46 млрд (данные EPFR). «Это свидетельствует о нежелании инвесторов рисковать и недостатке альтернатив», – говорит директор Fitch Шарлотта Киниу. «Мы пожинаем то, что посеяли регуляторы, изменив структуру рынка и создав трудности в управлении рисками», – отмечает топ-банкир одного из крупнейших банков США. Банкам запрещено торговать на собственные средства и держать на балансах некоторые активы, но они обязаны держать на балансах больше денежных средств и ликвидных инструментов.
Вчера распродажа продолжилась. Японский Nikkei потерял 2,2%, Shanghai Composite – 0,72%, Euro Stoxx – 0,59%. Индекс РТС закрылся 2,04%-ным падением, индекс ММВБ – 1,22%-ным. К 19.00 мск Dow Jones снизился на 0,55%, S&P 500 – на 0,13%.