Цены на сырье упали до самого низкого уровня со времен мирового кризиса

Цены на сырье упали до самого низкого со времен мирового финансового кризиса уровня. Эксперты говорят как минимум о долгосрочной стагнации на сырьевом рынке
Desmond Boylan
Desmond Boylan / AP

Индекс Bloomberg Commodity Total Return Index (бывший DJ-UBS) вчера опускался до 237,33 пункта - это самый низкий показатель с июля 2009 г. А в понедельник на конференции по сырьевым рынкам, организованной Financial Times в Сингапуре, самым популярным описанием ситуации было выражение «долгосрочная стагнация»: она пришла на смену долгосрочному «бычьему» рынку 2000-х гг., или, как его еще называли, сырьевому суперциклу. Нефть сорта Brent теперь может еще долго стоить менее $100 за баррель.

Причины снижения цен на сырье различны. Сельскохозяйственные товары подешевели из-за отличного урожая, прежде всего в США, говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money; исключение - кофе, который из-за неурожая в Бразилии оказался самой доходной культурой (см. инфографику).

Низкие цены на металлы связаны с неуверенным восстановлением мировой экономики и замедлением роста в Китае. Цены на медь, которая считается индикатором ситуации в экономике, так как используется во многих секторах промышленности, близки к уровням середины 2010 г. ($6730 за тонну против почти $10 200 в феврале 2011 г.).

Инвесторы разлюбили золото: хедж-фонды берут его в долг у центробанков и играют на понижение, указывает Фуллер.

Индекс Bloomberg Commodity только с конца июня потерял 12,5%. Динамика цен на сырье будет в основном зависеть от глобальных макроэкономических факторов, а они выглядят слабыми на период до 2016 г., предупреждают эксперты Citigroup.

«Если в прошлом десятилетии подъем на нефтяном рынке объяснялся быстрым ростом спроса и нехваткой предложения, то теперь эти факторы поменялись местами, - пишут они. - Прогноз предложения со стороны США будет и дальше повышаться, а мирового спроса - понижаться». Сейчас, по оценке Citi, предложение сырой нефти превышает спрос в мире на 0,4 млн баррелей в день, нефтепродуктов - чуть меньше. «Ситуация становится проблематичной для традиционных экспортеров нефти, от России до стран Ближнего Востока, из-за развития добывающих технологий, сланцевого бума в США, перспектив сланцевой добычи в других странах и заметного увеличения производства энергии из возобновляемых источников. Чтобы удерживать цену Brent выше $100, потребуется значительное сокращение добычи», - считает Фуллер. Вчера цена Brent упала к 20.00 мск на 2% до $92,2 (а в ходе торгов опускалась ниже $92), WTI - на 0,9% до $89,95. С середины июня цена Brent упала на 19,9%.

Избыток нефти в мире образовался во многом из-за безостановочного роста добычи в США - с 2012 г. прибавка составила более 3 млн баррелей в день. По расчетам Международного энергетического агентства, осенью США выйдут на первое место в мире по добыче нефти и газоконденсатных жидкостей; уже в июле США сравнялись с Саудовской Аравией - по 11,5 млн баррелей. По оценке Citi, производство жидких энергоресурсов (сырая нефть, газоконденсатные жидкости, биотопливо) в США в 2015 г. достигнет 15 млн баррелей в день.

Положение экспортеров нефти с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки осложнила и Канада - она резко нарастила закупки нефти в США, теперь это 71% всего ее импорта, а в июле прошлого года было 14%. Летом несколько африканских танкеров не могли найти покупателей, пришлось продать нефть азиатским НПЗ со скидкой.

Другие причины - рост добычи в Ливии с 200 000 баррелей в день весной до более чем 900 000 баррелей к концу сентября. Остановился и процесс сокращения добычи в Северном море - новые проекты уже компенсируют падение на старых месторождениях, пишут аналитики Morgan Stanley. По оценке Wood Mackenzie, добыча нефти и газа Великобританией вырастет с 1,43 млн баррелей нефтяного эквивалента в день в 2014 г. до 1,46 млн в 2018 г.

«Отметка $90 за баррель, которая в последние несколько лет служила уровнем поддержки для мировых цен на нефть, превратится в уровень сопротивления», - писал Citi в начале года. «В традиционных нефтеэкспортирующих странах могут упасть нефтяные доходы, ухудшится бюджетная ситуация, им придется сокращать расходы и диверсифицировать экономику; некоторые могут обанкротиться», - беспокоятся сейчас аналитики Citi. Венесуэле для сбалансированного бюджета в 2014 г. нужна нефть по $161, Ирану - $130, России - $105, Саудовской Аравии и Катару - $89 и $71 соответственно (см. таблицу).

Восстановлению цены на нефть помогло бы сокращение добычи странами ОПЕК. Но в сентябре они, наоборот, добывали максимум почти за два года - 30,96 млн баррелей в день (в августе - 30,15 млн), показало исследование Reuters. Публикация этого исследования во вторник спровоцировала падение цены Brent на 3%. В среду Саудовская Аравия снизила официальную цену продажи нефти, дав понять, что готова к более низким ценам.

В отличие от 2008 г. на этот раз избыток предложения формировался медленно и не так велик, а представители ОПЕК не раз заявляли, что их устраивает цена в $95-110 за баррель, указывают аналитики Morgan Stanley. Потребуется гораздо более существенное и продолжительное снижение цены, чтобы ОПЕК начала действовать, считают они; но даже если добыча сократится, цена не восстановится, пока не будут распроданы сформировавшиеся запасы нефти.

Кроме того, сегодня США играют гораздо более важную роль на нефтяном рынке, чем в прошлом, когда ОПЕК удавалось корректировать цены изменением квот. Стремительный рост эффективности позволил США снизить себестоимость добычи сланцевой нефти до $34-67 за баррель (для WTI); в 2012 г. этот показатель был выше на $30, показывает исследование Morgan Stanley. Поэтому американские компании смогут продолжать наращивать добычу даже при существенном снижении цен.

Против стран - экспортеров сырья играет и укрепляющийся доллар, отмечает Мишала Маркуссен, начальник отдела анализа мировой экономики Societe Generale. В III квартале долларовый индекс (курс к корзине стран - основных торговых партнеров) вырос на 7,7% до четырехлетнего максимума. «Медвежий» тренд на рынке доллара, сопровождавшийся ростом цен на сырье, закончился, уверен Фуллер: США теперь энергетически независимы, они технологический лидер, их экономика растет быстрее остальных, а рынки ожидают роста процентных ставок с 2015 г.