Минфин предлагает помогать только экономным регионам
Минфин хочет ужесточить требования к регионам, претендующим в 2014 г. на получение бюджетных кредитов: их заставят снижать дефицит и зависимость от банковских кредитовМинфин предлагает скорректировать порядок предоставления регионам бюджетных кредитов в 2014 г. Соответствующий проект постановления правительства министерство опубликовало в пятницу на сайте regulation.gov.ru.
В последние несколько лет у регионов ухудшилось финансовое положение. Чтобы наращивать социальные расходы, в том числе на предусмотренное инаугурационными указами Владимира Путина повышение зарплат бюджетников до средней по региону, они привлекали дорогие кредиты в банках. Доля таких кредитов в совокупном долге регионов выросла с 32,6% в 2012 г. до 39,8% в 2013 г. (бюджетных кредитов - до 27,1%), затраты на обслуживание - на 22,2%, подсчитала Счетная палата.
По словам аналитика S&P Карена Вартапетова, примерно у 35 регионов совокупный долг превышает 50% их собственных средств. Наибольший долг у Мордовии, Чукотки и Саратовской области, а самый больший коммерческий долг (в процентах к доходам), по данным S&P, у Карелии, Хакасии, Марий Эл, а также Костромской, Астраханской, Рязанской и Вологодской областей.
Весной Путин поручал правительству помочь регионам заместить дорогие рыночные кредиты дешевыми бюджетными, чтобы сэкономить на процентах. Для этого правительство увеличило общий объем бюджетных кредитов для регионов на этот год с 80 млрд до 250 млрд руб. Кроме того, Минфин пообещал снизить ставку по таким кредитам с 2,75 до 0,1%.
Однако, чтобы получить финансовую помощь из федерального центра, региону нужно будет выполнить несколько условий, следует из проекта распоряжения. Дефицит регионального бюджета должен остаться на уровне, утвержденном по состоянию на 1 июля 2014 г., и снизиться к 2017 г. до 10% от доходов бюджета региона. Доля рыночных кредитов не должна превышать 50% собственных доходов. Нельзя финансировать расходы, не отнесенные Конституцией и федеральными законами к полномочиям регионов. Следует соблюдать установленные федеральным правительством нормативы расходов на оплату труда и содержание гражданских госслужащих. Кроме того, все поправки в бюджет региона, меняющие его дефицит, должны быть согласованы с Минфином до того, как поступят в местный законодательный орган.
Соблюсти все условия регионам, особенно слабым, будет сложно, а значит, они могут остаться без помощи, считает Вартапетов. Первопричина долговой проблемы - рост расходных обязательств из-за президентских указов на фоне стагнации экономики и, чтобы соответствовать требованиям Минфина, регионам придется значительно сократить расходы, не связанные с указами, заключает эксперт.