Из-за неурегулированной ситуации с FATCA российские предприятия и граждане с 1 июля будут де-факто платить штрафы налоговикам США
Надо менять ситуацию, в которой любое сопротивление долларовой зависимости приводит к выпадению из системы международных расчетов и торговлиБуквально через месяц, 1 июля, все банки мира должны присоединиться к американской системе обмена налоговой информацией. Обмен, по сути, является информированием правительства США о счетах американских граждан. Реализуется эта мера в рамках американского закона о налогообложении иностранных счетов FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).
FATCA предусматривает два механизма подключения банков к системе обмена налоговой информацией. Первый: правительству каждой страны предлагается заключить соглашение с властями США и затем централизованно передавать сведения из своих банков. Если же межправительственного соглашения нет, то сами банки должны заключать соглашения с Налоговым управлением США (IRS) и напрямую передавать туда сведения. Однако российские банки, например, этого сделать не могут, ибо это противоречит российскому законодательству о защите персональных данных и ряду других законов, не говоря уж о банковской тайне.
Если же какой-либо банк не подключается к реализации стандартов FATCA, то как только его средства оказываются на счетах американских банков, т. е. в пределах досягаемости IRS, с них может быть взят штраф в размере 30%. В результате любые расчеты с американскими банками оказываются под угрозой.
Закон FATCA был принят в 2010 г. По мере того, как близился час икс, т. е. 1 июля 2014 г., банковское сообщество в России все активнее призывало российские власти предпринять какие-то меры либо по защите отечественных банков, либо по адаптации условий, навязываемых американцами. Наконец, был определен механизм реагирования, подготовлено межстрановое соглашение. Но после событий на Украине уже власти США стали блокировать подписание соглашения с Россией.
Для российских банков возникла патовая ситуация. С одной стороны, межстрановое соглашение фактически блокировано страной-инициатором. С другой - прямые соглашения российских банков с IRS невозможны, потому что нарушат национальное законодательство.
Банковское сообщество предложило свой вариант поправок в существующий закон, которые позволяли бы банкам подписывать соглашения с IRS, оставаясь в рамках российского правового поля. Но эта законодательная инициатива пока находится на обсуждении в Думе. Соответственно, все реальнее становится угроза, что с 1 июля российские банки, проводящие расчеты с американскими контрагентами, столкнутся с весьма существенными потерями.
Масштаб проблемы выходит далеко за пределы банковского сектора. У банка нет или почти нет своих средств, он оперирует деньгами клиентов. Изъятие 30% денег на корсчетах - серьезный удар по клиентам банка. И если за оставшийся месяц ничего не предпринимать, то российские предприятия и граждане с 1 июля де-факто будут платить штрафы в американское налоговое ведомство.
Разумеется, банки постараются не допустить этого и максимально сократят обороты на корсчетах в кредитных организациях США. Но угроза потери 30% любого платежа все равно сохранится. Риск распространяется на все расчетные операции с американскими банками. Под угрозой оказывается бизнес российских импортеров и экспортеров, так как любой их платеж в США может быть урезан почти на треть.
В непростой ситуации оказываются российские компании, взявшие в США кредиты. Их надо возвращать - через американские банки, где на любой платеж может быть наложен штраф 30%. А если платеж не доходит до кредитора целиком, то такой кредит переводится в категорию проблемных. К заемщику применяются санкции за невозврат, выставляются проценты за просроченные платежи и т. д. Таким образом, санкция, применяемая вроде бы к банкам (причем без какой-либо провинности с их стороны), в реальности бьет по широкому спектру экономических отношений российских предприятий.
И даже если российский банк не работает с американскими контрагентами, любые долларовые расчеты все равно попадают в зону риска. Власти США умеют создать неблагоприятные условия через принцип «знай клиента своего клиента». Рано или поздно они начнут применять санкции и к тем банкам, которые работают с российскими кредитно-финансовыми организациями не напрямую. С точки зрения современного международного финансового регулирования, если в цепочке есть «грязный» банк, вся цепочка скомпрометирована. Банки в Европе или Азии, желая сохранить деловые контакты с американцами, начнут избегать российских партнеров.
Иными словами, если банк работает с международными расчетами, избежать влияния FATCA теперь не удастся. Это технически невозможно.
Ситуация сама по себе абсурдная и возмутительная. Власти одной страны принимают закон, обязывающий хозяйствующие субъекты другой страны либо исполнять этот закон, либо платить штрафы. Можно было бы игнорировать чужие законы - мало ли кто чего требует. Но доллар - основная международная расчетная и резервная валюта, а банки США так или иначе играют основную роль в международной финансовой системе. В нынешней ситуации, чтобы выйти из-под влияния FATCA, мало отказаться от расчетов с ними - надо отказаться от долларовых расчетов. Конечно, можно выдвигать такие политические требования. Но с технической точки зрения сейчас это означает отказ от трансграничных расчетов вообще и сворачивание международной торговли.
Таковы реалии современного мира. Воспротивиться FATCA можно, но только «за свой счет» - за счет российских граждан и организаций. Поэтому не допускать российские банки к подписанию прямых соглашений с IRS - это действовать по принципу «назло бабушке отморожу уши». Да, бабушка злая, но уши - свои. Никакого вреда американской стороне это не нанесет, а вот вред российской экономике будет очень значительным.
Конечно, это уникальная ситуация, когда внутренний законодательный акт одной страны заставляет подстраиваться всю мировую финансовую систему. Однако Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Швеция - все подписали двухсторонние соглашения с США по реализации FATCA.
Какой выход может быть у России? Представляется, что решение должно состоять из двух частей.
Во-первых, российские власти все-таки должны снять «проблему 1 июля» - разрешить отечественным банкам заключать договоры с IRS напрямую. Остается надеяться, что депутаты осознают масштаб проблем и примут необходимый для этого закон. Дипломатическое решение и подписание межправительственного соглашения также возможно, но здесь мало что зависит от желания российской стороны, если американцы продолжат блокировать это соглашение. Тогда как принять собственный закон, позволяющий банкам адаптировать свои операции к требованиям FATCA, - это решение полностью в компетенции российской стороны.
Во-вторых, необходимо сделать глобальные выводы из случившегося. Надо в корне менять саму ситуацию, в которой любое сопротивление долларовой зависимости приводит к выпадению из системы международных расчетов и торговли. Соответственно, надо стратегически снижать эту зависимость. Создавать альтернативы, наращивать расчеты в евро, юанях, рублях, наконец. Должна быть система мер, защищающих, ни больше ни меньше, финансовый суверенитет страны, а также дееспособность и устойчивость российских банков на международном рынке. Это длительный процесс, требующий комплексного и терпеливого подхода. FATCA сделал своего рода прививку, спровоцировав острый приступ болезни, показав, чем может обернуться долларовая зависимость. Сейчас надо срочно купировать приступ, чтобы потом приступить к лечению заболевания в целом.
Автор - зампред совета директоров «Нордеа банка»