ФРС работает над изменением системы процентных ставок

Центробанку США нужно вывести из финансовой системы триллионы долларов избыточной ликвидности, нынешние механизмы проведения денежной политики для этого не подходят
Andrew Harrer
Andrew Harrer / Bloomberg

Главная ближайшая задача Джанет Йеллен на посту председателя Федеральной резервной системы США - решить, не когда повышать процентные ставки, а как это делать.

Нынешняя система изменения процентных ставок представляется руководителям ФРС плохо соответствующей посткризисным реалиям, и они работают над ее изменением. Им также предстоит в скором времени решать, как аккуратно вывести из финансовой системы избыточную ликвидность, созданную при реализации программ количественного смягчения. Сейчас, в частности, на депозитах банков в ФРС размещено $2,6 трлн, еще триллионы долларов инвестированы паевыми фондами денежного рынка.

«Мы сейчас находимся на ранних стадиях разработки заключений о том, каким путем лучше идти. В некотором смысле мы вступили на неизведанную территорию», - сказал в интервью Эрик Розенгрен, президент Федерального резервного банка Бостона.

Некоторый свет на сложившуюся ситуацию ФРС может пролить в среду, когда будут опубликованы протоколы апрельского заседания управляющих, на котором активизировалась дискуссия по этим вопросам. А президент ФРБ Нью-Йорка Уильям Дадли может их затронуть во время выступления во вторник.

Сейчас система устроена таким образом. Банки кредитуют друг друга сроком на один день за счет средств (резервов), размещенных на депозитах в ФРС. Кредиты выдаются по ставке федерального финансирования (federal funds rate), которую устанавливает ФРС и которая является основной ставкой, с помощью которой она проводит денежную политику. Меняя ставку, ФРС уменьшает или увеличивает объем резервов. Когда ставка изменяется, вместе с ней обычно меняются и ставки по кредитным картам, корпоративным займам, ипотечным кредитам и прочим кредитным продуктам.

Эту систему можно сравнить с супермаркетом, в котором продаются одни только апельсины. Если ФРС хочет снизить их рыночную цену, она завозит в супермаркет больше апельсинов, если повысить - изымает их.

Но во время и после финансового кризиса ФРС влила в финансовую систему триллионы долларов, при этом удерживая ставку федерального финансирования около нуля. Согласно плану, разработанному еще в июне 2011 г., руководители ФРС собирались вывести эти резервы из системы, когда захотят повысить процентную ставку. Но сейчас резервов слишком много, чтобы их можно было вывести за необходимое время. «По моему мнению, ставку федерального финансирования в нынешней ситуации нельзя считать правильным инструментом», - заявил недавно репортерам президент ФРБ Далласа Ричард Фишер.

Левый график: Базовая ставка федерального финансирования, %. Правый график: Банковские резервы в ФРС, $ трлн

Andrew Harrer
Andrew Harrer

Поэтому руководители ФРС ищут ей альтернативу. Это будет не первый случай, когда центробанк США меняет свою систему управления денежной политикой. В 1979 г. тогдашний председатель ФРС Пол Волкер старался регулировать не уровень процентных ставок, а размер денежной массы. Сменивший его на этом посту Алан Гринспэн впоследствии отказался от этого. В 1940-е гг. ФРС управляла долгосрочными ставками.

С начала кризиса ФРС платит банкам 0,25% по резервам, которые они размещают у нее на депозитах. Когда придет время повышать ставки во всей экономике, ФРС скорее повысит эту ставку, чем будет менять ставку федерального финансирования, меняя объем резервов, - как если бы центробанк установил цену, которую заплатит за апельсины вместо того, чтобы влиять на их рыночную цену, увеличивая или сокращая предложение.

Но руководители ФРС беспокоятся, что выплаты процентов по резервам будет недостаточно, чтобы контролировать краткосрочные ставки. Значительные объемы денежных средств обращаются за пределами банковской системы, включая $2,6 трлн в краткосрочных фондах денежного рынка, и миллиарды долларов - в ипотечных гигантах Fannie Mae и Freddie Mac. То есть на самом деле существует не один супермаркет с апельсинами, а несколько.

Чтобы решить эту проблему, ФРС экспериментирует с другим механизмом. Она торгует напрямую с почти сотней фондов денежного рынка и других финансовых институтов, проводя сделки однодневного обратного репо. С помощью этих сделок она платит процент этим небанковским организациям.

В теории ставка по сделкам обратного репо и ставка, которую ФРС платит банкам по их резервам, могут стать ее новыми базовыми ставками. Выступая в мае в конгрессе, Йеллен заявила, что обе они входят в набор инструментов ФРС.

Она и другие руководители центробанка уверяют, что смогут ужесточить условия кредитования, когда придет необходимость. Однако остается ряд нерешенных вопросов.

Во-первых, при переходе на новую систему на рынке федерального финансирования может упасть ликвидность, из-за чего ставка, по которой банки кредитуют друг друга, станет более волатильной. Это может ударить по рынку производных инструментов объемом $12 трлн - процентным свопам, привязанным к ставке федерального финансирования, создав проблемы участникам рынка, которые используют их для хеджирования или торговли.

Во-вторых, если ФРС сделает сделки обратного репо более привлекательными, чем резервы банков, активность на рынке краткосрочного кредитования может сместиться от банков к нерегулируемым фондам денежного рынка.

По этим причинам Розенгрен хочет, чтобы ФРС действовала аккуратно, даже если это создает неопределенность. «Мы не можем сказать больше, чем знаем сами», - отмечает он, добавляя, что было бы неправильно выстраивать четкий план действий до получения дополнительной информации.

Пока у руководителей ФРС еще есть время. Большинство из них не ожидают повышения ставок до следующего года.

Перевел Михаил Оверченко