Соратник Муаммара Каддафи оказался совладельцем лондонского агентства элитной недвижимости
Али Дабаиба возглавлял государственную организацию, выдававшую подряды на городское строительство - зачастую сомнительные или в пользу связанных с ним компанийПоиски ливийскими властями денег, доставшихся, по их мнению, нечестным путем Муаммару Каддафи и людям из его окружения, привели их в Лондон. Под их подозрение попал близкий соратник ливийского лидера Али Дабаиба. Когда в 2011 г. в стране началась революция, его семья приобрела долю в лондонском агентстве элитной недвижимости Chesterton Humberts, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на человека, знакомого с семьей Дабаибы, и документы, подготовленные ливийскими следователями.
Из Триполи в Лондон
Chesterton Humberts - респектабельная лондонская компания, имеющая отличную репутацию на рынке элитной недвижимости. Ее история ведется с 1805 г. В 2005 г. Chesterton Humberts прошла через процедуру банкротства, и ее за 4 млн фунтов ($7,6 млн по тогдашнему курсу) приобрел бизнесмен ливийского происхождения Салах Мусса. Его семья уехала из Ливии еще до того, как Каддафи захватил власть в 1969 г., а в последние годы правления Каддафи, когда с Ливии были сняты международные санкции, Мусса реализовал там несколько бизнес-проектов и познакомился с Дабаибой.
В феврале 2011 г. представители семьи Дабаибы встретились в Лондоне с Муссой и купили у него долю в Chesterton Humberts. Это, по мнению ливийских следователей, ведущих поиск активов, позволило Дабаибе вывести часть своего состояния из страны, вложив деньги на лондонском рынке недвижимости.
В первые месяцы революции Али Дабаиба перешел на сторону оппозиции. Поэтому новое правительство не обвиняло ни его, ни членов его семьи ни в каких преступлениях. Однако в октябре 2011 г., после смерти Каддафи, ливийские власти начали активные поиски государственных средств, похищенных более чем за 40 лет при прежнем режиме. Дабаибе не удалось избежать расследования. По мнению следователей, у его семьи есть доли более чем в 100 компаниях минимум в 10 странах мира.
С 1989 г. Дабаиба руководил государственным управлением, выдававшим подряды на городское строительство (ODAC). Оно заслужило сомнительную репутацию из-за того, как принимало решения о заключении контрактов, говорят ливийские бизнесмены. Иногда они доставались компаниям, имевшим связи с членами семьи Дабаибы, либо победители тендеров строили дорогие дома высшим государственным чиновникам, утверждают следователи, занимающиеся поиском активов. С 2008 г. по 2010 г. компания Evergreen, к которой имеет отношение Юсеф Дабаиба, брат Али, получила контракты общей стоимостью на $75млн, утверждают следователи.
Иногда ODAC дублировало контракты на один и тот же проект, говорится в заключении Счетной палаты Ливии, которая проанализировала деятельность управления в 2010 г. и начале 2011 г. и выявила многочисленные сомнительные финансовые операции. Например, ODAC зачастую выдавала кредиты сотрудникам и сторонним людям - их общая сумма составила $41 млн.
«У всех проектов была завышенная стоимость, - говорит Мохсен Дерреджа, некоторое время руководивший суверенным фондом Ливии после свержения Каддафи. - [Дабаиба] приходил в какую-нибудь компанию, финансировал проект и забирал часть прибыли, при этом его имя никак не засвечивалось и не было напрямую связано с этой компанией».
«Государство Ливия считает, что агентство недвижимости Chesterton Humberts частично принадлежит Али Ибрагиму Дабаибе, либо его брату, либо сыновьям», - говорится в документе, который в этом году ливийские следователи направили в правоохранительные органы Великобритании. Документ аналогичного содержания был направлен властям Британских Виргинских островов. С этими документами удалось ознакомиться WSJ; в них также говорится, что об инвестиции семьи Дабаибы в Chesterton Humberts следователям рассказал бывший директор агентства, который и организовывал заключение сделки. В документах содержится просьба к местным властям оказать содействие в выявлении активов семьи Дабаибы.
Деньги нигерийского диктатора
После свержения диктаторов новые власти не раз пытались найти деньги, предположительно украденные ими и их коррумпированными соратниками. Как следует из информации базы данных «Инициатива по поиску украденных активов» (Stolen Asset Recovery Initiative), сейчас в мире насчитывается около 100 расследований и исков в этой области. Новый импульс этой деятельности дала «арабская весна» 2011 г., в результате которой от власти были отстранены лидеры Туниса, Египта и Ливии, правившие в течение нескольких десятилетий.
Одной из самых успешных операций стало возвращение средств, выведенных из Нигерии ее диктатором в 1993-1998 гг. Сани Абачей и его семьей. После его смерти от инфаркта новое правительство Нигерии инициировало поиск средств. В 2000 г. было сообщено: в результате расследования выяснилось, что за период правления Абача и его приближенные вывели из страны более $4 млрд. Основными перевалочными пунктами для денег диктатора были отделения 15 крупных международных банков в Лондоне, включая Citibank, Merrill Lynch, Barclays, HSBC, Standard Chartered, Commerzbank и Australia & New Zealand Banking Group. Далее деньги пересылались в другие страны, в частности Швейцарию и Люксембург. Зачастую операции совершались от имени компаний, зарегистрированных в офшорных зонах в Карибском море и контролируемых Абачей, его родственниками и сторонниками. Для перевода денег использовались и банки острова Джерси - офшора, являющегося владением британской короны.
Абача и его приближенные не гнушались опустошать даже счета Центрального банка Нигерии - иногда забирая наличные, а иногда просто переводя средства из центробанка за рубеж. Например, в январе 1997 г. 5,9 млн немецких марок было перечислено в Лондон на счет Citibank и $150 000 на счет Barclays.
Европейские финансовые власти помогали нигерийским в расследовании и обязали банки заморозить на счетах значительные средства.
К 2002 г. сумма украденных Абачей и его семьей средств оценивалась в $2,2 млрд. В апреле того года семья Абачи заключила с нигерийскими властями внесудебное соглашение, по которому обязалась вернуть $1 млрд в обмен на снятие обвинений в воровстве и отмывании денег против сына Абачи и одного из близких к нему бизнесменов. К тому времени Нигерия уже смогла вернуть $800 млн.
Революции последних лет
Вернуть деньги новым властям не всегда удается. После свержения в Египте в 2011 г. Хосни Мубарака новое правительство пригласило группу финансовых специалистов из США. «Правительство и общество надеялись, что мы найдем миллиарды», - рассказывал WSJ бывший сотрудник Госдепартамента, который работал в рамках антикоррупционной программы в Каире. Однако, по его словам, нашли лишь семизначную сумму, и некоторые египетские чиновники обвинили США в укрывательстве найденных активов.
Сейчас американские специалисты работают в Киеве, собирая материалы и отслеживая банковские проводки бывших украинских высокопоставленных чиновников, включая Виктора Януковича и членов его семьи. Группа из агентов ФБР и федеральных прокуроров прибыла на Украину через несколько дней после того, как Янукович покинул столицу и потерял власть. Расследование по горячим следам - зачастую единственный способ успеть захватить активы, прежде чем они окончательно исчезнут, говорит Стюарт Гилман, бывший директор глобальной антикоррупционной программы ООН, ныне консультирующий правительство Украины.
Чтобы помогать после революций новым властям находить активы бывших коррумпированных чиновников, в Федеральном бюро расследований США создан «финансовый спецназ». Об этом в конце апреля сообщил министр юстиции Эрик Хоулдер. «Отряд из примерно десяти сотрудников будет состоять из агентов и аналитиков, которые способны раскрывать сложные операции по отмыванию денег, обычно используемые клептократами», - заявил он.