Цены на металлы падают из-за торможения экономики Китая
Замедление роста экономики и проблемы на финансовом рынке КНР провоцируют резкое снижение цен на некоторые виды промышленного сырья, такие как медь, железная руда и угольВ среду цена фьючерсов на медь на Шанхайской бирже рухнула на утренних торгах на 5,4% до самого низкого уровня с июля 2009 г., «выбрав» весь дневной лимит падения. С начала года по закрытие среды цена трехмесячного фьючерса на медь на Лондонской бирже металлов упала на 11,6%, причем с начала недели - на 4,1%. Фьючерс на цинк с начала недели упал на 3,45%, железная руда подешевела почти на 6% (причем падение превышало 8%, цена опускалась до самого низкого уровня с октября 2012 г.).
«Слово, которое лучше всего описывает настроение на рынке, - «паника», - говорит Боб Хаберкорн, старший брокер RJO Futures. - Все понимают, что мы падаем, но никто не знает, где дно».
Крупнейшим потребителем меди и железной руды в мире является КНР, ситуация на рынках этих металлов отражает опасения, связанные с перспективами китайской экономики.
Десятилетия усилий Пекина, направленных на индустриализацию и урбанизацию Китая, привели к тому, что в 2000-е гг. страна оказалась среди крупнейших потребителей сырья в мире. В текущем году, как ожидается, ВВП КНР вырастет всего на 7,5%, тогда как еще недавно темпы роста были двухзначными. По мнению многих инвесторов и аналитиков, это будет способствовать и замедлению роста глобального спроса на промышленное сырье.
Китайская экономика растет, «но темпы роста уже не те и это отражается на рынках сырья, особенно металлов», говорит Джеффри Шерман, портфельный менеджер в DoubleLine Capital, управляющей $48 млрд. По словам Шермана, его фонд последние шесть месяцев держится подальше от сырьевых активов, а в начале года сократил вложения в акции китайских компаний.
Железная руда - основное сырье для производства стали, спрос на которую в Китае стабильно рос в последнее десятилетие на фоне промышленного и строительного бума. Теперь Пекин намерен перефокусировать экономику на потребление, что ставит под сомнение перспективы роста спроса на сталь, говорят аналитики.
Цена на коксующийся уголь, используемый в металлургии как топливо для доменных печей, также снизилась с начала года более чем на 7%.
Распродаже способствует и напряженность на финансовых рынках Китая. Первый в истории дефолт по корпоративным облигациям, допущенный китайской компанией на прошлой неделе, показал, что, вопреки широко распространенному мнению, государство не дает гарантий в этом сегменте рынка капитала. Неожиданное ослабление юаня привело к тому, что для китайских компаний стало накладно использовать импортное сырье в качестве обеспечения по займам, получаемым в обход официальных банковских каналов.
«Если в КНР начнется волна дефолтов, нет сомнений, что спрос на медь, железную руду и другие виды сырья, крупным потребителем которых является Китай, пострадает», - считает Майкл Тидеманн, управляющий $8,5 млрд в Tiedemann Wealth Management.
Но не все рынки сырья испытывают падение цен из-за снижения спроса со стороны Китая. Так, цена на соевые бобы сейчас приблизилась к максимальным значениям за пять месяцев. По данным министерства сельского хозяйства США, в период с начала сентября по конец января американские экспортеры отгрузили в Китай соевых бобов на 28% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
По мнению многих аналитиков и инвесторов, масштабы нынешнего падения цен на медь и железную руду неоправданны, поскольку власти Китая вряд ли допустят коллапс на кредитном рынке страны. «Пекин имеет серьезные рычаги влияния на реальный спрос и на ситуацию на финансовых рынках. Кризис - это последнее, что нужно властям», - считает Дэниел Розен, партнер в аналитической фирме Rhodium Group.
Сыграл свою роль и рост предложения на рынках сырья. Во времена сырьевого бума добывающие компании строили планы наращивания поставок, теперь они приносят свои плоды, а спрос со стороны Китая оказался не столь высоким. По прогнозам аналитиков Credit Suisse, глобальный спрос на железную руду в 2014 г. вырастет на 7,6%, а на медь - на 4,5% против 8,3% и 5,7% в 2013 г.
«Ситуация на кредитном рынке в Китае, плюс достаточно большие запасы руды на складах... Трейдеры думают, что цены будут падать, поэтому всячески стараются воздерживаться от покупок», - объяснял Джимми Уилсон из BHP Billiton в кулуарах конференции в австралийском Перте. Уилсон считает, что рост цен на железную руду возобновится в более долгосрочной перспективе благодаря увеличению объемов выплавки стали в Китае с 780 млн т в 2013 г. до 1,1 млрд т в 2025 г.
Перевела: Надежда Дмитриенко