Американские компании спешат провести IPO - WSJ

В этом году ценные бумаги в первый день торгов в среднем дорожают на 5%, однако в целом рынок новых размещений характеризуется средним размером, недостатком прибыльности компаний и завышенными ценами акций
Jin Lee
Jin Lee / Bloomberg

За первые два месяца этого года 42 компании в США стали публичными и привлекли капитал на $8,3 млрд, свидетельствуют данные Dealogic. Для сравнения: в 2013 г. за этот же период IPO провели 20 компаний, притом что в прошлом году компании активно выходили на биржу.

Аналогичный этому году старт по выходу компаний на биржу в США был также зафиксирован в 2007 г. При этом в XXI в. он уступает только 2000 г., когда IPO провели 77 компаний. В некоторых отношениях рынок первичных размещений в этом году даже горячее, чем в 2007 г. Сейчас отношение капитализации к годовой выручке составляет в среднем 14,5, а в 2007 г. этот показатель был равен 6, отмечает профессор Университета Флориды Джей Риттер. В разгар интернет-бума он достигал 30. Также, по данным американской компании Renaissance Capital, в этом году в течение января и февраля компании подали 56 заявок на IPO, а за этот же период в 2007 г. - только 35. Но пока темпы подачи заявок отстают от 2000 г.: тогда за первые два месяца их было сделано 159.

Некоторые компании, которые размышляют о выходе на биржу, стараются не упустить благоприятный момент. Например, ритейлер товаров для дома Wayfair изначально планировал провести IPO только в конце 2014 г. или даже в 2015 г., но теперь намерен успеть сделать это до лета. «Если некоторые компании чувствуют, что будут нуждаться в капитале только в следующие 2-3 года, то более опытные из них делают это уже сейчас», - утверждает Кевин Хартц, гендиректор компании Eventbrite, которая намерена стать публичной.

Согласно статистике Dealogic, в этом году котировки акций компаний росли в среднем на 19% с момента проведения IPO по конец февраля и на 5% за первый день торгов. Таким образом, инвесторы, решившие сделать ставку на новые размещения, могут быть хорошо вознаграждены.

Сейчас инвестиционные банки активно помогают компаниям (и самим себе) извлечь выгоду из нынешней ситуации. Например, компания Opower, помогающая клиентам оптимизировать расходы на электроэнергию, после сотрудничества с банкирами увеличила свою оценочную стоимость с $275 млн до $917 млн. Это объяснялось «улучшением образа в глазах инвесторов и общим повышением стоимости компаний, занимающихся облачными вычислениями».

Однако есть признаки того, что рынок новых размещений в этом году перегрет. Некоторые из недавно размещенных акций разочаровали инвестиционные банки, а аналитики Morgan Stanley отмечают, что на встречах с инвесторами часто упоминались слова «пузырь» и «1999 г.». Например, ценные бумаги разработчика компьютерных программ Cyan подешевели на 64% после того, как ими стали торговать в мае. Профессор Риттер отмечает, что уже провели IPO три убыточные компании. А у почти 65% из вышедших на фондовый рынок компаний годовая выручка не превышает $50 млн.

Стоит отметить, что в 2014 г. чаще других на биржу выходят компании из сферы биотехнологий. Инвестиции в их акции обычно являются рискованными, потому что в момент появления на рынке они много занимаются разработками лекарств, но имеют небольшую или вовсе нулевую прибыль. Поэтому в этом году IPO характеризуется средним размером, недостатком прибыльности компаний и завышенными ценами акций.

Перевел: Алексей Невельский