Украинские облигации привлекают смелых инвесторов

Те, кто готов рисковать, покупают подешевевшие бумаги в расчете на выход Украины из кризиса с зарубежной помощью
Vincent Mundy
Vincent Mundy / Bloomberg

Mногие инвесторы предпочитают следить за развитием ситуации на Украине со стороны. Но некоторые управляющие портфелями воспользовались политическим кризисом, чтобы дешево купить украинские государственные облигации. Например, Greylock Capital Management на прошлой неделе приобрела гособлигации Украины на $25 млн, утроив свои вложения.

В прошлую среду цена облигаций с погашением в 2023 г. падала до 78,88% от номинала. К пятнице она поднялась до 85,23%, а в понедельник подскочила до 91,49%.

Неопределенность на Украине подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы на развивающихся рынках, - от неустойчивого экономического роста до политических волнений. Но те, кто стремится получить высокую прибыль, делают рискованные инвестиции. К таким инвесторам можно отнести управляющую компанию Franklin Templton, которая является крупнейшим держателем государственных облигаций Украины.

В январе на сайте Franklin Templton был размещен видеоролик с обращением управляющего активами компании Майкла Хейзенстэба. В условиях политики низких процентных ставок Федеральной резервной системой США «даже только для того, чтобы сохранить благосостояние, приходится идти на риск», говорил он. По данным Ipreo и FactSet, на начало 2014 г. стоимость принадлежащих Franklin Templton украинских гособлигаций составляла $7 млрд, но к 19 февраля, когда произошли наиболее ожесточенные столкновения между силовиками и оппозицией в Киеве, она снизилась на $522 млн. Тем не менее это незначительная доля от $190 млрд активов группы, поэтому ее представители отмечают, что Franklin Templton в состоянии покупать и держать такие активы в течение долгого времени.

В воскресенье Россия отложила реализацию программы финансовой помощи Украине, а когда и на каких условиях страна сможет получить ее от Запада, пока неизвестно. Ранее Евросоюз предлагал Украине $20 млрд в течение семилетнего периода, но исход любой такой сделки будет зависеть от того, сможет ли Украина договориться с МВФ.

В воскресенье министр финансов Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, выступая по телевидению, что Украине будет предоставлена международная помощь, так как банкротство страны создает риски для ее западных и восточных соседей. По мнению Майкла Сирами, вице-президента Eaton Vance, если МВФ будет настаивать на реструктуризации долга, как в случае с Грецией в 2012 г., могут пострадать частные держатели украинских облигаций. Две недели назад Сирами приезжал в Киев, чтобы оценить возможность покупки гособлигаций, но решил этого не делать из-за слишком больших рисков. «Я бы с радостью принял участие в истории возрождении Украины, но она должна заслуживать доверия, - сказал он. - Если облигации подешевеют еще немного и мы увидим, что программа помощи будет принята, мы серьезно подумаем об этом».

Пол Денун, управляющий инвестициями в облигации развивающихся стран в AllianceBernstein, сообщил, что в течение последних 9-12 месяцев он сокращал размер принадлежащих ему гособлигаций Украины, а за последние недели полностью избавился от них. По его мнению, даже при восстановлении рынка украинских облигаций в понедельник риски перевешивают потенциальную выгоду, поскольку неясно, как быстро и каким образом ЕС и МВФ будут пытаться стабилизировать экономику Украины.

По словам Адама Фишера, генерального директора по инвестициям фонда Commonwealth Opportunity Capital, который в прошлом торговал украинскими облигациями, наблюдающаяся волатильность бондов со сроком погашения в июне подчеркивает неопределенность, в которой пребывают инвесторы по поводу постоянно меняющейся политической ситуации. Их доходность, несколько недель назад составлявшая 4%, вырастала в ходе торгов [на прошлой неделе] до 35%. «Редко когда увидишь столь стремительные изменения», - отмечает он.

Кроме того, инвесторы пока не понимают, какую позицию займет Россия. «Самый крупный риск для нас - это если Россия сделает какой-то сильный ход», - отмечает Ханс Хьюмз. Правда, он считает, что это маловероятно.