Новые экономические реформы в Китае бьют по госкомпаниям

Государство хочет сделать их более эффективными и ориентированными на получение прибыли, т. е. более похожими на частные предприятия
Ng Han Guan
Ng Han Guan / AP

На первый взгляд, экономические реформы в Китае пока не затронули государственные компании. Сторонники либерализации надеялись, что власти сократят их размер и влияние, однако вместо этого председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул на прошедшем пленуме компартии, что роль государственных компаний остается ключевой в экономике страны. «Государственный сектор - важнейший оплот экономики», - заявила КПК в обращении, опубликованном по окончании пленума.

Однако подобные формулировки обманчивы. На самом деле реформы в Китае представляют собой значительный, хотя и завуалированный, вызов государственным компаниям в самых разных отраслях экономики. Они будут лишены многих привилегий. При этом государство не хочет избавляться от этих компаний, напротив, оно намерено сделать их более эффективными и ориентированными на получение прибыли - другими словами, более похожими на частные предприятия.

«Если им действительно удастся создать равные правила игры для государственного и частного сектора, это окажет огромное влияние на экономику, - считает Дэвид Куй, стратег Bank of America Merrill Lynch в Шанхае. - Но это будет зависеть от того, сможет ли правительство реально провести эти реформы».

Частные компании жалуются, что им приходится конкурировать с госкомпаниями, не обладая такими же инвестиционными и финансовыми возможностями. При этом рост производительности в государственных компаниях практически прекратился, а доходность капитала у них примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем у частных компаний.

Эти проблемы стали основой для нового этапа экономических реформ, о которых было объявлено на пленуме. Во-первых, правительство уже обещало открыть доступ частному капиталу в недоступные ранее сектора экономики, включая финансы и энергетику, хотя и ожидается, что возможности доступа, скорее всего, будут достаточно скромными. Во-вторых, Си прежде всего хочет, чтобы госкомпании действовали на рынке как частные корпорации, при этом сохраняя государственную форму собственности. Эти реформы «прежде всего должны улучшить операционную эффективность государственного сектора», говорит Чжу Хайбинь, экономист JPMorgan.

Правительство разрешит государственным компаниям вводить планы наделения сотрудников акциями, что является одним из способов мотивировать менеджеров работать на повышение прибылей. Привлечение частных инвесторов также позволит увеличить долю акционеров, которые заинтересованы в росте прибылей.

Еще важнее то, что реформы должны сформировать новые условия для деятельности госкомпаний. Переход на рыночные методы ценообразования в энергетике и на кредитном рынке со временем нивелирует преимущества, которыми обладают государственные компании перед их частными конкурентами.

И тому уже есть примеры. Государственный банк China Development Bank, являющийся одним из крупнейших кредиторов местных органов власти, вынужден был сократить запланированный выпуск облигаций из-за ухудшения ситуации на долговом рынке. Это пример того, как все более либерализирующийся рынок процентных ставок заставляет государственные компании более осторожно подходить к своим инвестиционным планам. «Они знают, что, если бы выпустили облигации, выплаты за обслуживание кредитов были бы слишком высокими, возможно, даже превысили бы их рентабельность», - говорит трейдер одного из европейских банков в Шанхае.

Промышленный сектор также продемонстрировал в этом году множество примеров того, как рыночные силы влияют на государственные компании. Подразделения судостроительной компании Cosco и химической Yunwei, акции которых торгуются на бирже, вошли в число тех, кто в последние месяцы объявил о продаже активов, чтобы компенсировать значительные убытки.

Некоторые аналитики считают, что можно сделать и больше. «Желание властей разрушить государственные монополии в стратегических секторах все еще недостаточно сильно», - считает Винсент Чань из Credit Suisse.

Через 10 лет, когда Си должен будет покинуть свой пост, государственные компании, скорее всего, все еще будут доминировать в стратегических секторах экономики, от банковского до телекоммуникационного. Однако для Пекина прежде всего важно увеличить поступления от деятельности государственных компаний в бюджет, чтобы была возможность больше тратить на социальное обеспечение граждан. Последний фактор должен стимулировать развитие внутреннего рынка и высвободить для расходов часть сбережений китайцев, которые откладывают деньги на здоровье и пенсии, зная, что сегодня государство не оказывает им значимой помощи в этих областях. КПК заявила, что дивиденды госкомпаний, которые составляют сегодня 10-15%, должны вырасти до 30% к 2020 г.

Перевела Наталья Тихонова