Как членам якудзы удавалось кредитоваться в японских банках
Гангстеры смогли «выжать» из банка Mizuho за несколько лет около $2 млнВ понедельник президент Mizuho Financial Group Ясухиро Сато принес извинения за сбои в системе контроля банка, позволившие гангстерам получать кредиты на покупку автомобилей. Застыв в глубоком поклоне, он олицетворял собой проблему, которая уже давно преследует японские финансовые рынки.
В связи с тем, что традиционные источники дохода гангстеров - складской бизнес, грузовые перевозки и недвижимость - сократились из-за длительной экономической стагнации в Японии, члены якудзы решили испробовать новые методы получения легких денег - акции и банковские кредиты.
Регуляторы удвоили усилия по контролю за системой. В этом году ассоциация дилеров по ценным бумагам Японии, представляющая интересы около 500 брокеров и финансовых посредников, начала проверять данные о клиентах по базе полиции, которая включает информацию о десятках тысячах лиц, аффилированных с якудзой. Публичные компании при этом продолжают группировать годовые собрания акционеров в течение нескольких дней в начале лета, чтобы препятствовать проникновению на них «антисоциальных элементов».
Однако удержать гангстеров от внедрения в банковскую систему оказалось сложнее. В 2007 г. регуляторы наложили санкции на подразделение Mitsubishi UFJ Financial Group за ведение бизнеса с криминальными группировками. Два года спустя агентство финансовых услуг (FSA) обнаружило, что японское подразделение Citibank не обладает достаточно развитой системой контроля, чтобы не допустить операций с бандитами.
Согласно докладу, который был сделан по итогам независимого расследования, выполненного юристами по заказу Mizuho, члены якудзы смогли «выжать» из банка за несколько лет около $2 млн. Как им это удалось?
Обыгрывай систему
Mizuho Bank, основное кредитное подразделение группы, конечно, не переводил бандитам деньги напрямую. Банк делал это через аффилированную с ним компанию Orient, также известную как Orico. Кредиты, выданные и гарантированные Orico, затем рефинансировались у Mizuho. Подобное кэптивное кредитование является распространенной практикой в Японии, где каждый из трех крупнейших банков - Mizuho, Mitsubishi UFJ Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group - обладает таким финансовым подразделением, выдающим гарантированные и негарантированные займы.
Проблема заключается в процессе сбора данных о клиенте. Согласно исследованию, проведенному группой независимых экспертов, Mizuho доверил Orico первичную проверку информации о клиентах еще в 1997 г., когда кэптивный бизнес и был создан Dai-Ichi Kangyo, одним из трех банков, который впоследствии вошел в состав MFG.
Лишь с 2010 г. Orico ввела более жесткий механизм проверки, после того как Mizuho стал владельцем контрольного пакета акций компании.
Mizuho «не хватало осознания важности борьбы с проблемой», считает руководитель группы экспертов Хидеки Накагоме, судья на пенсии, который ранее вел расследования по делу о мошенничестве в Olympus и утечке информации в Nomura Holdings. «Мы не смогли обеспечить контроль на входе», - признает один из сотрудников Mizuho, знакомый с ситуацией.
Держи карман уже
Средний размер займов якудзы, основная часть которых представляет собой автомобильные кредиты, составлял 870 000 иен ($9000). Это означает, что общие потери по кредитному портфелю Orico, размер которого в июне составил 3,6 трлн иен, были недостаточно значительными, чтобы вызвать беспокойство со стороны руководства Mizuho.
Эти кредиты могли использоваться для покупки Toyota Lexus или Century - популярных моделей среди современных японских гангстеров, считает Джейк Эйдельштейн, писатель, проживающий в Токио и давно наблюдающий за деятельностью якудзы. «Времена сейчас суровые, - говорит он. - Я уверен, некоторые из этих людей взяли кредит для того, чтобы иметь возможность позволить себе автомобиль, который им хотелось приобрести».
Выбирай цель полегче
Аналитики отмечают, что в двух других крупных банковских группах, которые образовались в конце 1990-х - начале 2000-х гг., один из партнеров был явно доминирующим. Такими были, в частности, Bank of Tokyo-Mitsubishi и Sumitomo Bank. Однако у Mizuho была другая ситуация, и в результате система управления давала сбой, так как каждый менеджер защищал свою вотчину, говорит профессор университета Васэда Каньи Танимото, специализирующийся на вопросах корпоративной и социальной ответственности. «Даже со стороны мы видим, что у них не было хорошо налаженных каналов информации на всех уровнях управления», - отмечает он.
В докладе указывается, что бывший президент Mizuho Bank Сатори Нисибори осознал проблему «грязных» кредитов в 2010 г., но ничего не предпринял по этому поводу. Когда Нисибори покинул свой пост год спустя в связи с масштабным сбоем в технологической системе банка, который последовал за мартовским землетрясением и причинил неудобство миллионам клиентов, он не предупредил своего преемника Такаси Цукамото о положении дел в Orico. Также он не предоставил информации Сато, который заявил, что узнал о проблеме лишь в марте 2013 г., после того как рутинная проверка FSA обнаружила подозрительные данные. Только в этом году Mizuho потребовал от Orico выполнить свои гарантии по проблемным кредитам.
«Лично для меня это загадка, - заявляет Тадаси Кагеяма, руководитель азиатского подразделения консалтинговой компании Kroll, занимающейся оценкой рисков. - Обычно, когда банки сталкиваются с подобными проблемами, они немедленно прекращают обслуживание таких клиентов».
Перевела Наталья Тихонова