До дефолта США остался один день?
Если потолок госдолга не будет повышен до 17 октября, экономике грозит рецессия; но на выплаты в первые дни деньги у правительства еще естьЗавтра наступает крайний срок для, как заявлял министр финансов США Джек Лью, повышения лимита государственного долга. Означет ли это, что США сразу ждет неминуемый дефолт?
В своем письме к конгрессу Лью высказался осторожно: он не заявлял, что у министерства финансов закончатся деньги для выплат по обязательствам федерального правительства, он отметил, что оно «исчерпает возможности для заимствований». Денежных средств у минфина, согласно оценке некоммерческой организации «Двухпартийный центр политических исследований», после 17 октября остается еще около $30 млрд. В зависимости от ежедневных поступлений в бюджет деньги для выплат, по оценке экспертов центра, могут закончиться в любой день между 22 октября и 1 ноября. В частности, 23 октября нужно выплатить $12 млрд социальных пособий, а 31 октября - $6 млрд процентов по госдолгу. Уже на выплаты 1 ноября денег в полном объеме не хватит: там предстоит выплата $55 млрд по социальным и медицинским обязательствам, пособиям ветеранам и военнослужащим.
Есть и другая проблема. Каждый четверг - в октябре это 17-е, 24-е и 31-е числа - минфин рефинансирует краткосрочный долг. Поскольку эти операции обычно проводятся без денежных выплат, а объем долга не меняется, минфин теоретически может продолжать это делать и после 17 октября - пока инвесторы не запаникуют и не откажутся покупать новые векселя.
Если лимит госдолга не будет решен в срок, минфин может пустить налоговые поступления на процентные выплаты по долгу - такое мнение высказывали в отчетах экономисты Goldman Sachs, IHS и BNP Paribas. Об этом также говорили некоторые конгрессмены-республиканцы, но в правительстве такую возможность отвергают. «Это просто другое название для дефолта», - заявил Лью. Если правительство все-таки пойдет на такой шаг, оно будет вынуждено резать госрасходы в таких масштабах, что это не сможет не столкнуть экономику в рецессию, сказал Bloomberg бывший председатель Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нилл.
Если потолок госдолга не будет повышен, экономика может пострадать по двум причинам, говорят аналитики. Это, во-первых, хаос на финансовых рынках, обвал акций и потеря доступа к кредитам для многих заемщиков. Во-вторых, сокращение госрасходов: в Moody's Analytics его оценивают в $130 млрд в первые шесть недель. Для сравнения: до того как из-за отсутствия согласованного бюджета с 1 октября стали закрываться многие правительственные учреждения, IHS оценивала потери экономики примерно в $300 млн в день, т. е. к 16 октября они могли достигнуть лишь $4,8 млрд.
Даже короткий период дефолта приведет к рецессии и росту безработицы с нынешних 7,3 до 8,5%, прогнозируют аналитики Macroeconomic Advisers.
Правда, что конкретно будет происходить на рынках и в экономике в первые дни, никто предсказать не может. «Нельзя сказать, что в какой-то конкретный день все полетит в тартарары, - говорит Шай Акабас, старший аналитик «Двухпартийного центра» (цитата по Bloomberg). - Просто риски будут все возрастать, потому что в современной истории мы никогда не сталкивались с такой последовательностью событий, поэтому мы и не знаем, что может произойти. Но можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что чем дольше проблема не будет разрешена, тем больше будут возрастать риски».
Сегодня Уоррен Баффетт назвал неспособность конгрессменов договориться о повышении лимита госдолга «политическим оружием массового поражения», которое не нужно использовать. Если конгресс положит конец «237-летнему периоду хорошего поведения», это будет «чистым актом идиотизма», сказал инвестор в интервью CNBC.
По словам Баффетта, его компания Berkshire Hathaway не планирует избавляться от казначейских векселей. В августе 2011 г., когда агентство Standard & Poor's лишило США кредитного рейтинга ААА, Баффетт заявил, что страна «достойна рейтинга АААА», и оказался прав. В то время как фондовые рынки после снижения рейтинга рухнули, инвесторы бросились скупать казначейские облигации, т. е. именно те бумаги, которым S&P отказало в признании наивысшего кредитного качества.
Правда, сейчас ситуация несколько иная. Долгосрочные казначейские облигации могут в очередной раз стать убежищем на охваченных штормом рынках, однако от краткосрочных бумаг (казначейских векселей), по которым в ближайшее время наступает срок погашения, многие инвесторы уже поспешили избавиться. Так, финансовый директор Citigroup Джон Герспач заявил во вторник, что банк отказывается от покупки некоторых казначейских векселей. По его словам, на балансе Citi сейчас нет этих бумаг с погашением до 31 октября.
Ставка по векселям с погашением 24 октября повысилась сегодня в ходе торгов на 6 базисных пунктов до 0,40%, сообщило агентство Bloomberg; это максимум с октября 2008 г. и за весь период обращения этих бумаг (они были выпущены в апреле).