Стржалковский выдвинут в совет директоров Bank of Cyprus

Список кандидатов в совет, возможно, указывает, на российских обманувшихся вкладчиков, среди 49 кандидатов - семеро россиян
Владимир Стржалковский
Владимир Стржалковский / А.Махонин / Ведомости

В кипрских изданиях опубликованы списки кандидатов в совет директоров Bank of Cyprus (BoC) к общему собранию акционеров, которое состоится в Никосии 10 сентября. Среди кандидатов - 12 членов временного совета директоров и 37 человек, выдвинутых акционерами банка. Акционерами Банка Кипра стали в основном его крупные вкладчики. Предполагается, что в совет войдут 15-16 человек, по уставу - не более 18.

Среди кандидатов «Ведомости» обнаружили семерых россиян. Самый статусный из них - Владимир Стржалковский, бывший гендиректор «Норильского никеля» и сослуживец Владимира Путина по ленинградскому КГБ. Его выдвинула Bolestone Trading Ltd. «Ведомости» не нашли этой компании в кипрском реестре юридических лиц. Бывший сотрудник «Норникеля» говорит, что на Кипре «застряла» часть «золотого парашюта» Стржалковского в $100 млн. Он не называет сумму, замечая лишь, что она «существенно меньше размера парашюта». Один из консультантов слышал, что речь может идти о $10 млн, но хранившихся в Laiki (депозиты свыше 100 000 евро сгорели, но вкладчики из Laiki получили 18,1% акций в BоС, данные на 30 августа). Представитель Стржалковского отказался от комментариев.

Четверо из кандидатов выдвинуты юридическими компаниями. Анжелику Аншакову (член совета директоров Бинбанка) и Дмитрия Чичикашвили (президент Insigma Group и галерист) предложила Scordis, Papapetrou & Co. Эрисхана Куразова (гендиректор комплекса «Северное Домодедово», представлял интересы совладельца Бинбанка Микаила Шишханова при покупке гостиницы «Националь") и Антона Сметанина (представлял интересы Виталия Юсуфова в совете директоров Банка Москвы) выдвинула Christodoulos G. Vassiliades & Co. Чичикашвили через представителя отказался от комментариев до собрания, телефоны представителя «Бинбанка» и Юсуфова вчера не отвечали.

Христодулос Василиадес - один из самых известных кипрских юристов в России, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, Scordis, Papapetrou & Co также активно работала с российскими и китайскими клиентами. Так, Василиадес в мае активно призывал российских клиентов BoC подавать заявление о признании «стрижки депозитов» неконституционной (копия письма есть у «Ведомостей»). Связаться с Василиадесом не удалось (его не было в офисе), телефоны Scordis, Papapetrou & Co не отвечали.

Еще один известный россиянин - заместитель председателя Deutsche Bank по странам Восточной Европы Игорь Ложевский. Его номинировал Георгиус Целепис. Ложевский через представителя отказался от комментариев. Управляющий одной из компаний, работающих на рынке wealth management, считает, что Ложевского пригласил кто-то из вынужденных акционеров BoC «как известного и надежного человека». Это мог быть один из клиентов как подразделения wealth management, так и просто банка, полагает он.

Также среди кандидатов есть Владимир Александрович Сидоров, номинированный M.C.R.S. Ltd («Ведомости» не нашли такую фирму в кипрском реестре). Он полный тезка человека работавшего в ВЭБе замначальника управления инвестиционного консультирования.

Представитель ВЭБа говорит, что кандидатов, представляющих интересы банка, в совет BoC не номинировано. Человек, близкий к ВЭБу, говорит, что Сидоров действительно работал в ВЭБе, но утверждает, что он номинируется в совет по собственной инициативе.

В июле The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники писала, что около половины всех депозитов в BoC принадлежит нерезидентам ЕС, многие из которых, вероятно, россияне. Причем имена крупных вкладчиков-акционеров знают три или четыре крупные юридические фирмы, представляющие их интересы (в том числе в роли номинальных держателей акций). Всего российские клиенты, по данным Moody's на октябрь 2012 г., хранили в банках Кипра около 15 млрд евро.

Менеджерам своей российской "дочки" - «Юниаструм банка» руководство группы BoC ставило цели по привлечению состоятельных российских клиентов, деньги многих из них оставались там на хранении, говорит человек, близкий к группе: исходя из сумм они потенциально могут претендовать и на заметную долю в капитале банка после конвертации депозитов в акции, и на представление собственных интересов в совете директоров. «Похоже, что шутка о том, что BoC может стать «российским» банком, оказалась шуткой лишь частично», - заключает он.

В подготовке статьи участвовали Татьяна Воронова и Юлия Орлова