Люксембургская компания хочет провести IPO через Facebook

ИТ-компания Globant хочет в рамках IPO разместить до 1% акций через страничку в социальной сети
Globant

Пользователи социальной сети Facebook, которых в мире уже 1,6 млрд, не представляют своей жизни без привычных «лайков». Ими отмечают смешные фото, острые комментарии, любимые товары. Теперь Facebook ищет возможность использовать «лайки» при проведении IPO различными компаниями.

IТ-компания Globant, зарегистрированная в Люксембурге, но работающая в Буэнос-Айресе, подала во вторник заявку на проведение IPO, в рамках которого часть бумаг, в пределах 1%, планируется разместить через Facebook.

Продажа акций будет организована с помощью технологии, разработанной компанией Loyal3 Holdings из Сан-Франциско. Она специализируется на социальных коммуникациях, но также имеет лицензию брокера-дилера. Инвесторы, у которых открыты счета в Loyal3, смогут приобрести акции Globant на ее странице в Facebook на сумму от $100 до $2500.

Эта схема не отрицает традиционной схемы IPO. Основной пакет будут, как обычно, размещать инвестбанки, Loyal3 будет действовать вместе с JPMorgan Chase и Citigroup, которые и определят стоимость акций. Loyal3, которая распределит выделенный ей пакет по установленной цене IPO среди своих пользователей, получит обычную комиссию андеррайтера.

Использование новой схемы покупки акций с применением высоких технологий есть не что иное, как очередная попытка привлечь частных инвесторов на рынок IPO. На фондовом рынке, где в последние годы стали доминировать компьютерный трейдинг и высокоскоростная торговля, мелкие индивидуальные инвесторы - выгодная целевая аудитория. Тем не менее скептики утверждают, что сейчас новые технологии продажи больше работают на маркетинг, нежели на реальное расширение базы инвесторов. Профессор Флоридского университета Джей Риттер - один из таких скептиков. «Эта схема скорее дает возможность стать ближе к клиенту. Увеличение прибылей и продажа акций уже вторичны», - считает он.

Попытки привлечь индивидуальных инвесторов предпринимались и раньше.

Google использовала публичный аукцион при проведении IPO в 2004 г. Пивоваренная компания Boston Beer, производящая Samuel Adams, выделила для частных клиентов значительную долю акций в 1995 г. и предложила им более выгодную цену, чем крупным инвесторам.

Vonage Holdings, специализирующаяся на технологиях голосовой связи в интернете, продала в 2006 г. акции частным инвесторам, используя собственную корпоративную программу, по которой часть акций была выделена специально для сотрудников, клиентов, друзей руководства компании.

Однако это не привело к существенным изменениям механизма проведения IPO. Некоторые компании, например Wit Capital и StockPower, даже создали целую инфраструктуру для продажи акций частным инвесторам на пике интернет-бума в конце 1990-х гг., но все усилия были похоронены во время краха доткомов.

«У Loyal3 прекрасная платформа, которая позволяет изменить всю процедуру IPO», - полагает Ричард Трусделл из юридической фирмы Davis Polk & Wardwell. Но ни банки, ни эмитенты не стремятся к изменению сложившейся практики.

Некоторые эксперты считают, что большая вовлеченность частных инвесторов критически необходима для оживления рынка IPO. Более 80% акций обычно продается институциональным инвесторам. Остальное достается надежным клиентам брокерских домов, аффилированных с крупными инвестиционными банками. «Наша цель - сделать Loyal3 реальной платформой для частных инвесторов», - заявил в майском интервью Барри Шнайдер, генеральный директор Loyal3. Сейчас компания от комментариев отказывается, ссылаясь на правила «периода тишины» перед размещением акций.

У Loyal3 уже есть партнеры, предлагающие клиентам свои акции. Так, на странице в Facebook производителя одежды Lucky Brand есть ссылка, позволяющая купить акции материнской компании Fifth & Pacific «всего за три клика».

В этом году в США ожидается более 200 IPO. Это самый высокий показатель с 2007 г., но ему еще далеко до рекордных отметок конца 1990-х гг. С начала года банки получили $1,53 млрд комиссионных за организацию IPO, проведенных на американском рынке, по данным компании Dealogic.

Некоторые инвестиционные консультанты опасаются, что частные инвесторы могут пострадать от волатильности акций после проведения IPO. Не всем удается повторить блистательный путь Google и Boston Beer, которые принесли отличные результаты долгосрочным инвесторам. Например, акции компании Vonage так и торгуются ниже цены размещения.

Перевела Наталья Тихонова