Как Китай попал в лапы долгового дракона
Чтобы стимулировать экономический рост после 2008 г., власти и госкомпании стали активно привлекать кредиты, в том числе и обходными путями; закончилось это плохоПравительство Китая утверждает, что долговая проблема страны под контролем. Однако у жителей деревни Пянпо есть веские причины с этим не согласиться. В течение прошлого года подача воды в деревню была прекращена. Мусор не убирался. Зарплаты не выплачивались. А долги все росли.
Оживленное шоссе, проходящее прямо над бетонными домами, может легко доставить жителей Пянпо в центр Гуйяна, одного из самых быстрорастущих городов Китая. Но съезд с шоссе в деревню так и не заасфальтировали.
Долг государственной компании, строившей дорогу, оказался настолько большим, что она не смогла расплатиться с рабочими. Водопроводную систему демонтировали в начале строительства, но когда деньги закончились, восстановить ее уже не смогли. Два раза в день 75-летний Чень Сюсян, неся два ведра на деревянном коромысле, поднимается на горку, чтобы набрать положенный ему объем воды - примерно 60 л - из работающего крана. Так же поступают и другие жители деревни. «Нам уже давно обещают все исправить. Но все остается как было», - говорит Чень.
На протяжении последних 30 лет беспрерывного экономического роста, который в среднем составлял 10,5% в год, Китай практически не зависел от кредитов. Но после начала финансового кризиса китайской экономике для поддержания высоких темпов роста оказались необходимы кредитные ресурсы. Побуждаемые правительством, банки активизировали выдачу кредитов, сильно увеличились объемы выпуска облигаций, значительную долю рынка кредитования заняли слаборегулируемые небанковские организации.
Возникшая зависимость поставила страну перед опасным выбором. Если правительство всерьез возьмется за контроль финансовых рисков, это будет угрожать экономического росту Китая. Страна сократит долговую зависимость, но мировая экономика окажется под давлением. Тем не менее данная перспектива лучше, чем альтернативный вариант развития. Если у правительства не выдержат нервы и оно ради стимулирования роста позволит долговому пузырю надуваться, спектр проблем в экономике увеличится и они станут еще опаснее. «Долговая зависимость ставит Китай в сложное положение. Кредиты растут значительно быстрее, чем ВВП», - предупредило в этом году агентство Fitch Ratings, понизив суверенный рейтинг Китая впервые с 1999 г.
Общий размер долга в стране - государственного, корпоративного и долга домохозяйств - значительно вырос. Если в 2008 г. он составлял 130% ВВП, то в этом году - уже почти 200%. По данным Народного банка Китая, сегодня он составляет более 100 трлн юаней ($16,3 трлн). Столь быстрое увеличение заимствований нередко приводило страны к кризису - от Южной Кореи до Аргентины.
Политика наращивания долгов зародилась в кабинетах амбициозных государственных чиновников, прежде всего муниципальных. Гуйян, столица юго-западной провинции Гуйчжоу, - один из самых бедных городов Китая. Однако в последние годы он процветает, представляя собой прекрасный пример долговой экономической модели. «Нам нужно обеспечить высокие темпы роста ВВП, - заявил мэр города Янь Чжоу в радиоинтервью 2011 г. - Только тогда в жизни людей начнутся улучшения».
Чтобы стимулировать рост, местные чиновники прибегли к простой тактике. Государство скупило землю у фермеров, а затем продало ее с большой наценкой девелоперам, которые застроили ее плотными рядами многоэтажек. И подобная тактика заимствовалась и повторялась по всей стране.
«Государство - двигатель. Рынок - механизм, приводящий его в движение» - такой слоган можно увидеть в городском комитете по планированию, на стенах которого также развешены картины панорамы будущего Гуйяна. Модель его экономического развития определяется постоянным притоком инвестиций. Для поддержания темпов роста на уровне 15% в год правительству было необходимо, чтобы девелоперские компании покупали все больше земли и строили все больше домов.
Одним из первых крупнейших девелоперских проектов города было сооружение жилого района «Город века». Он был построен в 2010 г. и рассчитан на 40 000 жителей. Вскоре возвели и «Ковчег будущего», предназначенный по плану для 170 000 жителей. Сейчас краны сооружают высотки в районе «Город-сад», в котором уместится до 350 000 человек, т. е. как минимум один из 10 жителей Гуйяна.
Здесь будет 31 автобусный маршрут, 10 торговых центров и восемь школ. Этим летом демонстрационный зал «Города-сада», расположенный как раз позади искусственных озер с пластиковыми динозаврами, гудит от громких голосов потенциальных покупателей жилья. Но история девелопмента города заставляет серьезно задуматься перед покупкой.
Стройные ряды одинаковых серых домов района заселены лишь наполовину, говорит Чжен Вэй, менеджер по продажам в «Городе века». Магазины на первом этаже зданий закрыты, на окнах - толстый слой пыли. «А все потому, что здесь так мало людей. Компании не рискуют начинать здесь бизнес», - говорит он.
«Ковчег будущего» наводнил Гуйян рекламой - на щитах, на листовках, на такси, по радио. «Когда-то покупатели за нами гонялись. Теперь мы гоняемся за ними», - признает одна из агентов по недвижимости.
Снижение продаж представляет проблему не только для девелоперов. Оно также показывает, насколько сильное влияние оказал государственный долг на взрывной рост в сфере недвижимости. Согласно официальным данным, долг Гуйяна совсем небольшой - всего 17% ВРП. Но официальные финансовые показатели не отражают реальной картины. Чтобы увидеть ее, нужно обратиться к так называемым «специальным финансовым компаниям», созданным местными властями.
Дело в том, что по закону местные власти в Китае не имеют права брать деньги в долг - в банках или выпуская облигации. Но это ограничение легко обойти. Для этого создаются «специальные финансовые компании». Ими владеют муниципалитеты городов и деревень, но, будучи зарегистрированы как корпорации, они имеют право свободно занимать средства.
И они занимали. Эти компании сыграли ключевую роль в приватизации государственных земель. Привлеченные ими средства расходовались на переселение фермеров, строительство дорог и прокладку канализации, что делало землю привлекательной для инвесторов.
В Гуйяне есть по крайней мере пять специальных финансовых компаний. Все они были созданы после 2008 г. Если сложить их обязательства вместе, отношение городского долга к ВРП увеличится в три раза до 58%.
Подобная картина наблюдается во всем Китае: аналитики считают, что государственные долги составляют от 40 до 80% ВВП и выросли как минимум в два раза с начала финансового кризиса.
Крупнейшая специальная финансовая компания Гуйяна носит название City Construction and Investment Group. Именно она построила шоссе через деревню Пянпо. Наполовину.
Для компании, играющей столь значительную роль в девелопменте Гуйяна, City Construction and Investment Group весьма неприметна. Все доступные адреса ее недействительны. Если вы все же хотите найти ее, то с помощью местных жителей вам это, возможно, удастся - она расположена на тихой четырехэтажной вилле в спокойном жилом районе. Из опознавательных знаков - только маленькая дверная наклейка. Представители Guiyang City Investment отказались дать комментарии, заявив, что слишком заняты.
Размещение облигаций тем не менее потребовало от компании раскрыть некоторую информацию. Она определила себя в качестве основного источника финансирования инфраструктуры Гуйяна. Как отмечалось в проспекте эмиссии, отношение долга к активам у нее сократилось до 51,2% в этом году с 73% в 2010 г. Все было бы прекрасно, если бы речь шла о простом сокращении долга. Но на самом деле это активы компании выросли почти в два раза - с 35 млрд юаней до 64 млрд юаней (примерно с $6 млрд до $11 млрд).
И эти активы не приносили больших прибылей в последнее время. С затуханием рынка недвижимости Guiyang City Investment не может продать девелоперам достаточно земли, чтобы выполнять собственные финансовые обязательства. «Возможности компании обслуживать долг постоянно ухудшаются», - утверждает китайское рейтинговое агентство Dagong. Ее земельные активы настолько велики, что, по оценкам Dagong, Guiyang City Investment потребуется 28 лет, чтобы продать их.
В прошлом году опасения по поводу долга компании стали реальностью. Регуляторы заявили, что она не способна обслуживать ссуды, и Китайский банк развития отказался выделять ей деньги на продолжение проектов.
Шоссе через Пянпо стало лишь одной из жертв долгового дракона, захватившего Guiyang City Investment. Не получавшие зарплату рабочие объявили забастовку. «Мы заблокировали шоссе с помощью грузовиков, пока они не выплатили нам всю задолженность», - рассказывает водитель Вэнь Чжан. Но у жителей Пянпо таких возможностей не было. Сначала им отключили воду. А затем местное правительство перестало выплачивать зарплату дворникам, и мусор начал скапливаться на улицах. Все еще пытаясь завершить строительство шоссе, Guiyang City Investment снова обратилась к Китайскому банку развития за финансированием.
Когда компания предоставила достаточно земельных активов в качестве залога, банк уступил, но лишь частично. Guiyang City Investment была выдана ссуда в 1 млрд юаней - половина того, что просила компания. Денег оказалось достаточно, чтобы выложить асфальт на шоссе. На съезд в Пянпо и ремонт водопровода не хватило.
Перевела Наталья Тихонова