Летаргия на рынке акций не означает, что у УК нет способов привлечь розничного клиента
Консервативные финансовые продукты вполне могут стать достойной альтернативой банковским вкладамВ последние четыре года многим казалось, что розничный клиент для управляющих компаний потерян если не навсегда, то надолго. Но уже сейчас понятно, что возобновление массового спроса на инвестиционные продукты - не старая-старая сказка и не заоблачная мечта. Все более чем реально и осязаемо. Снижающиеся проценты по банковским депозитам заставляют все чаще задумываться об альтернативных, более выгодных способах сохранения и приумножения собственных средств. Однако очевидно, что клиент не вернется на рынок сам собой - его надо вернуть. Заинтересовать, привлечь, убедить. Так что развитие ситуации напрямую зависит от самих управляющих, их способности быстро и адекватно реагировать на рыночные изменения, от стройности их стратегии и готовности к креативу.
Интересно посмотреть на историю рынка коллективных инвестиций, что называется, на быстрой перемотке. Он начал складываться в основном усилиями самих УК в начале 2000-х гг. Тогда массированная реклама, направленная по сути на повышение финансовой грамотности населения, стала приносить первые плоды, то есть первых клиентов. На 2006-2007 гг. пришелся пик фантастической популярности ПИФов и невероятной востребованности этого продукта. Оно и понятно: фондовый рынок в то время бил собственные рекорды и показывал покоряющую воображение доходность - и особенно выгодно смотрелся на фоне банковских депозитов. Их скромные процентные ставки казались бедными родственниками рядом с приростами до 70-90% годовых, которые демонстрировали некоторые фонды. При этом клиент в зависимости от собственных задач и темперамента мог выбирать наиболее подходящую для себя инвестиционную стратегию - от высокорисковых до консервативных вложений. 2008-й показал, сколько стоят риски. Вывод средств с рынка тогда был более чем солидным, особенно пострадали фонды акций. В результате он изменился до неузнаваемости: и управляющие компании сместили приоритеты, сфокусировавшись на премиальном клиентском сегменте.
Но розничный клиент отнюдь не исчез как вид, он просто исчез с этого рынка. Причем не надо думать, что свои деньги он начал прятать исключительно под матрас или закатывать в банки. Люди, успевшие получить опыт инвестиционных вложений, уяснили одну простую вещь: деньги должны работать, проценты - капать. И кстати, текущие нужды, несмотря на кризис, не съели весь заработок этих клиентов, о чем говорит пришедшийся на 2009-2012 гг. ренессанс добрых старых депозитов. Как только банкам понадобились деньги, ставки по вкладам взлетели до весьма привлекательных высот. При этом гарантии государства по страхованию депозитов подействовали на вкладчиков успокаивающе, и ряды их множились в геометрической прогрессии.
До сих пор размещение средств на срочном депозите в банке - самое популярное финансовое решение. Однако весной маленький солнечный остров в Средиземном море показал, что вопросы надежности в этом мире еще более относительны, чем принято думать. И главное - ставки по вкладам планомерно снижаются, что неприятно. Так, по данным мониторинга ЦБ РФ первой десятки банков по объему привлеченных частных средств, в июле средневзвешенная ставка по депозитам достигла своего минимума за последние полтора года - 9,05% годовых. За три месяца лидеры уменьшили доходность депозитов на ощутимые 0,89 процентного пункта. И прогнозы по динамике ставок неутешительны. Несмотря на это, вклады продолжают притягивать как магнит: приток средств граждан в депозиты на 1 июня увеличился на 6,9% против 5,4% за аналогичный период 2012 г. Это прямое доказательство возникновения нового глобального тренда: в условиях замедления роста экономики в целом и реальных доходов в частности люди меняют свое финансовое поведение с затратно-потребительского на осмотрительно-сберегательное. В общем, консерватизм снова ультрамоден.
Но тут возникает логичный и острый для УК вопрос: почему розничный клиент не считает достойной альтернативой вкладам другие консервативные финансовые продукты? Думается, причина в том числе и в самих управляющих компаниях, которые пока не развернулись лицом к розничному клиенту в полной мере. Понятно, что ни рынок корпоративных облигаций, ни другие консервативные финансовые решения (а консерватизм сейчас тренд и норма жизни) никуда не делись. Жаль, что мало кто, помимо специалистов, об этом знает. Эти инвестиционные продукты не пропагандируют столь же массово, ярко и убедительно, как это делали несколько лет назад с рынком акций, который и закрепился в общественном сознании как единственный синоним фондового рынка.
Во-первых, уже пора привыкнуть к нервирующей мысли, что дешевых и быстрых денег больше не будет: Клондайк закрылся. Во-вторых, стоит признать: это отнюдь не значит, что у УК больше нет действенных способов привлечь розничного клиента. Еще как есть. Потому что у них есть продукты с защитой капитала, есть облигационные стратегии, предполагающие фиксированную доходность. Да, зашкаливать, как в достопамятном 2007 г., она не будет, но 12-15% годовых - более чем достойные внимания показатели.
Так что у управляющих компаний есть все предпосылки к тому, чтобы вернуться в «большую игру». Теперь многое зависит непосредственно от них самих: от того, насколько креативно и действенно сработает их маркетинг, насколько удобными и эффективными окажутся каналы продаж, насколько передовыми и технологичными будут предлагаемыми ими сервисы, насколько простыми и понятными - сайты, продуманными и прозрачными - «личные кабинеты», насколько клиентоориентированными и убедительными - сотрудники. И главное - насколько быстро УК смогут мобилизоваться. Не зря Билл Гейтс настаивает, что ключевая концепция нынешнего десятилетия - «скорость»: изменения характера бизнеса, оперативности управления бизнес-процессами, изменения образа жизни потребителей. И все это, конечно, надо четко оценивать и системно использовать, чтобы добиться результатов.
Смогут ли УК донести до массового потребителя все преимущества консервативных стратегий в сравнении с теряющими доходность депозитами - пока вопрос. Хотя привлечение за последний год более 20 млрд руб. в фонды облигаций настраивает на оптимистичный лад. Тот, кто решит нетривиальную задачу мощного возвращения на розничный рынок, получит самый аппетитный кусок новоиспеченного инвестиционного пирога. Речь идет о возможном привлечении как минимум 10% от действующих крупных и долгосрочных банковских вкладов (от 1 года и свыше 1 млн руб.). А сумма таковых в российских банках в настоящее время - около 3 трлн руб.
Значит, от размышлений и разговоров пора переходить к конкретным решениям и активным действиям. Начать стоит с радикального и талантливо реализованного обновления продуктового ряда, подкрепить - современными, простыми и удобными, отлаженными технологиями продаж. Думаю, первые результаты усиления стратегий компаний в розничном сегменте мы увидим уже осенью. И это будет интересно.
Автор - генеральный директор УК «Альфа-капитал»